30 марта 2016 г состоялось девятое занятие по подготоке он- лайн консультантов

Екатерина Федорова, клинический психолог и руководитель проекта «Твоя территория. Онлайн» (г. Санкт-Петербург), провела очередное занятие для студентов Московского городского психолого-педагогического университета по подготовке он-лайн консультантов, которое состоялось 30 марта 2016 г. Данный вебинар был полностью отведен разбору домашнего задания, полученного на предыдущей встрече.
В качестве проблемной ситуации студентам ФДО МГГПУ было предложено обращение за психологической помощью некой Н. Из письма можно было определить, что настоящие проблемы Н. вытекают из опыта негативных детско-родительских отношений. Все это сформировало определенные комплексы (неуверенность, замкнутость, страх, вину, боязнь неприятия), которые в настоящее время вызывают отрицательные эмоции (гнев, агрессию) у клиентки.
Каждый из участников вебинара отметил, что именно ему бросилось в глаза из этого письма, и на что он обратил внимание (замкнутость, проблемы с отцом, ситуация «насилия» в детском возрасте, а так же тема одиночества). Студенты постарались проявить все свои профессиональные знания и попробовали себя в качестве психологов-консультантов, ответив на письмо Н.
Один из ответов акцентировал внимание на детско-родительских отношениях и содержал объяснения некоторых возможных причин сегодняшнего состояния Н.В то же время «консультант» затронул в своем ответе тему одиночества. При этом он старался выражать эмпатию и всяческую поддержку Н. Так же «специалист» обратил внимание, что ее стремление к социальным контактам вполне оправдано и, возможно, поможет преодолеть Н. чувство неуверенности и замкнутости. При этом он подчеркнул, что потребность во взаимодействии с окружающими является неотъемлемой частью развития любой личности. В свою очередь «психолог» выразил понимание проблемной ситуации и свое отношение к любому виду насилия, проявляемого со стороны взрослых к детям.
В другом ответе «психолога» на письмо Н. были достаточно отражены чувства (грусть, страх, вина). «Специалист» выразил свое личное отношение к ситуации «насилия» - «… Никто не заслуживает жестокого обращения к себе…», а так же понимание состояния Н. Слова из письма клиентки - «не знаю» - «консультант» отражает как «… понимаю, тебе нелегко… ». Это дает ощущение, что это выражение собственных чувств обратившейся за психологической помощью, которое, в свою очередь,приносит ей облегчение.
Поскольку ответ по электронной почте может ограничиваться только единичным обращением, следует учитывать, что здесь консультант должен ориентироваться на состояние обратившегося по принципу «здесь и сейчас». Консультанту важно отражать все эмоциональные проявления клиента, не блокируя их, выражая при этом поддержку и принятие, а так же понимание его состояния.
В процессе обсуждения ответов «психологов» на письмо Н. были отмечены некоторые недочеты и возможные варианты ответа на запрос. В ходе переписки можно использовать открытые вопросы (если предполагается не одно обращение), которые дадут обратившемуся выразить свои эмоции, прояснить запрос, и совместно со специалистом найти пути выхода из трудной ситуации.
Ведущая вебинара отметила, что при всех недочетах «консультанты» уместно ставили вопросы, использовали перефраз, проявили эмпатию, что немаловажно для установления рапорта (контакта). В ответахна письмо Н. явно прослеживалось выражение собственного отношения к проблеме со стороны «специалистов», что дает ощущение принятия и поддержки, а так же дает возможность снятия тяжести с души, напряженности и тревоги обратившейся за психологической помощью. А все это улучшает эмоциональное состояние клиентки и приносит ей облегчение. Слова понимания и готовности помочь со стороны психолога будут способствовать налаживанию диалога.
При этом Е. Федорова рассказала студентам ФДО МГППУ, что при переписке важно смягчать предложения и использовать такие выражения «Давайте вместе подумаем… Я предполагаю…». Это дает клиенту свободу выбора, пространство и время для размышлений. Так же при любом ответе на письмо клиента (единичное или с повторным обращением) важно вселить в него веру в возможность преодоления любых трудностей и поддержать его в любом принятом решении.
Одним из ключевых моментов, которые возникают при переписке клиента и психолога, является система безопасности и конфиденциальности, о чем специалист должен предупредить обратившегося за психологической помощью в самом начале письма. Сюда можно отнести такой фактор, как уточнение возможности доступа к переписке «клиент-консультант» любых третьих лиц (родителей, братьев, сестер, одноклассников). В домашнем задании студенты успешно справились с данным правилом.
В заключение занятия ведущая вебинара, Е. Федорова, обратила внимание будущих психологов-консультантов на то, что свой личный опыт консультант должен доносить до клиента очень аккуратно,поскольку существует риск неправильной его трактовки со стороны последнего. Так же специалисту следует прислушиваться к собственным чувствам и мыслям, проявлять максимум поддержки и эмпатии к клиенту. При этом необходимо сохранять чувство меры при ответе, попадая в интенсивность переживаний клиента.

Валентина Овчаренок, студентка 5 курса