2 апреля 2016 г. для студентов Московского психолого-педагогического университета состоялся очередной вебинар по подготовке он-лайн консультантов

2 апреля 2016 г. для студентов Московского психолого-педагогического университета состоялся очередной вебинар по подготовке он-лайн консультантов, который был посвящен работе специалистов-психологов благотворительного фонда «Твоя территория» в сервисе «Askfm» (виртуальная сеть коротких вопросов и ответов).
Как отметили ведущие вебинара, Оксана и Максим, «Ask.fm» очень популярен в среде подростков, поскольку они более склоны к кратким вопросам, и здесь можно остаться анонимным, узнав ответ по наиболее тревожащей их проблеме.
Основными принципами, которых придерживаются в данной системе, является конфиденциальность и анонимность. При этом ответ специалистов всегда содержит принятие, отражение чувств и состояния обратившегося. В отличии от переписки в чате или по электронной почте консультанты здесь не используют перефраз и уточняющие вопросы в силу того, что, как правило, на«Ask.fm» используются единичные ответы на конкретно заданные вопросы. При этом ответ в данной системе ограничен по количеству знаков и носит скорее информативный характер (не содержит рекомендации). Подростку предлагаются различные варианты по выходу из трудной ситуации или ресурсы для более продуктивного решения проблемы (сменить обстановку, заняться хобби, использовать нейтралитет). Это дает свободу выбора обратившемуся и тем, у кого могут быть схожие трудности. Однако если специалисты видят, что ответ на обращение не удовлетворил подростка, принимается решение о том, что ответ может быть написан другим консультантом (что бывает крайне редко). Так же, если ситуация нуждается в уточнениях, подростку могут предложитьнаписать в чат или электронную почту, а так же позвонить на Телефон Доверия.
В то же время, как отметили ведущие занятия, при ответах в «Ask.fm» психологи не представляются и не подписываются. Это связано с тем, чтобы у подростка или любого обратившегося в эту систему не возникало привязанности к одному специалисту. Ответы на поступивший запрос могут обсуждаться коллективно (6-8 консультантов), поскольку вопрос может иметь скрытый, не всегда видимый, смысл, и одному консультанту бывает сложно отметить (увидеть) все нюансы.
При получении вопроса на «Ask.fm» консультант анализирует его, отмечая важные для себя моменты (знаки препинания, смайлики и т.д.) для того, чтобы включить их в ответ. Это будет способствовать его доверительному восприятию со стороны обратившегося за психологической помощью.
Однако при анонимности вопросов в «Ask.fm», уточнили Максим и Оксана, существуют трудности, связанные с определением возраста обратившегося (критериев не существует) и возможными вариантами ответа. Главное - это проявлять поддержку и принятие обратившегося и передать это отношение в ответе. Специалисту-психологу важно понять чувства и переживания подростка, принять любую ситуацию, даже если консультант отрицательно к ней относится. Однако это отношение никоим образом не отражается в ответе специалиста. Напротив, написавшего в «Ask.fm» стараются успокоить и поддержать, предложив ему различные варианты решения проблемы. При этом ребенок сам решает, по какому пути ему двигаться дальше. Ему лишь дают направление – «… Можно попробовать то или это. А если не получится, можешь написать нам еще раз… ».
В свою очередь ведущие вебинара рассказали студентам ФДО МГППУ, что вопросы, поступившие на «Ask.fm» могут быть совершенно разнообразными - от любви и дружбы до геополитики и общемировых проблем. Сложность работы в этой системе заключается в ее публичности (вопросы-ответы видят все). Поэтому для того, чтобы сохранить «лицо»благотворительного фонда «Твоя территория»,публикация вопросов и ответов на них контролируется куратором, который при необходимости удаляет информацию о личности написавшего, различных способах суицидальных и других действий, наносящих вред здоровью, а так же «закрашивает» нецензурные и бранные выражения ребенка (подростка).
В заключение занятия ведущими был предложен вариант запроса на «Ask.fm», и студенты постарались найти важные моменты в письме, а так же предложить свой вариант ответа, учитывая полученные знания об основных моментах при составлении ответов на подобные вопросы. Здесь необходимо было выразить поддержку, эмпатию, понять состояние и чувства подростка и отразить их. При этом всем присутствующим следовало помнить, что в ответе на «Ask.fm», не используется такая формулировка, как «… Давай попробуем разобраться вместе… ». Участники занятия использовали такие фразы, как «… Нормально испытывать такие сильные чувства... Такое случается… Я думаю, я могу тебя понять.. Понятно, что тебе обидно… ». Студенты смогли включить в ответ предложение по поиску ресурса (переключение внимания на другую деятельность), а так же другие варианты, тем самым дав написавшему свободу выбора. При этом ведущие вебинара, Максим и Оксана, обратили внимание на необходимость расширения поля для понимания со стороны подростка при написании ответа, а так же об осторожности при передаче личного опыта консультанта для решения тех или иных проблем. Это связано с тем, что жизненный опыт одного не всегда подходит для другого в силу разницы в возрасте, индивидуальных особенностей и восприятия той или иной ситуации.

Валентина Овчаренко, студентка 5 курса