Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы

Дата проведения секции: 27.02.3013

Руководители секции: 

  • Айсмонтас Б.Б., к.пед.н., профессор, декан факультета дистанционного обучения 
  • Вайндорф-Сысоева М.Е., к.пед.н., профессор, директор Института информатизации образования МГГУ им. Шолохова

Количество участников: 25

Список выступивших:

Таппасханова М.А., к.ист.н., доцент; Шульга И.Б., аспирант НОУ ВПО "МИСАО"
Применение активных методов обучения в дистанционном образовании

Верховская С.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО "Технологии Обучения"
Особенности организации интерактивного учебного сетевого взаимодействия в Интернете и методика преподавания школьных предметов в дистанционном режиме (смотреть)

Венкова Н.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО "Технологии Обучения"
Обучение учителей интерактивному учебному сетевому взаимодействию и методическим аспектам преподавания школьных предметов в дистанционном режиме

Рыбина И.В., руководитель психологической службы ГБОУ ЦО "Технологии Обучения"
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса детей-инвалидов в условиях обучения с помощью дистанционных технологий (смотреть)

Вайндорф-Сысоева М.Е., к.пед.н., профессор, директор Института информатизации образования МГГУ им. Шолохова
Обучение в среде обучения: подготовка педагога к работе дистанционно с детьми с ОВЗ 

Куприянова В.Н., ГОУ средняя образовательная школа № 393, г. Москва
Из опыта применения дистанционных технологий в процессе обучения учащихся начальных классов с ОВЗ

Бартенева С.Э., тьютор, Центр дистанционного обучения, г. Ростов-на-Дону
Роль тьютора в дистанционном обучении детей-инвалидов (на примере работы Центра дистанционного образования детей-инвалидов г. Ростова-на-Дону)

Пряжникова Е.Ю., д.п.н., профессор кафедры "Психология и педагогика дистанционного обучения" ФДО МГППУ
Становление психологической культуры у студентов с ОВЗ на этапе обучения в ВУЗе

Уддин А., аспирант МГППУ
Личностные особенности студентов очной формы обучения и студентов с ОВЗ, обучающихся дистанционно (на примере подготовки психологов)

Кузьмина Е.И., студентка ФДО МГППУ
Формирование позитивного мышления у студентов с ОВЗ с помощью дистанционных технологий (смотреть)

Куртанова Ю.Е., к.п.н., доцент МГППУ
Применение дистанционных технологий при прохождении программы самореабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (смотреть)

Сотская М.Н., к.б.н., доцент МГППУ
Особенности преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии на факультете дистанционного обучения МГППУ для студентов с ОВЗ

Шилова О.Р., к.п.н., доцент МГППУ
Особенности учебной практики студентов дистанционной формы обучения (на примере ФДО МГППУ)

Ширков Д.Г., аспирант кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Проблемы и перспективы дистанционного обучения социально незащищенных слоев населения (смотреть)

Камышева А.В., ООО "М-Скилз", г. Москва
Автоматизированные дистанционные тренинги: возможности применения и перспективы развития

Агафонов А.С., студент 4 курса факультета дистанционного обучения МГППУ
Дистанционное обучение глазами студента (опыт, проблемы, перспективы) (смотреть)

Комолов О., студент 2 курса факультета дистанционного обучения МГППУ
Психологическая адаптация людей с ОВЗ к процессу дистанционного обучения: трудности и перспективы их преодоления

Тукбаева А.А., студентка 2 курса факультета дистанционного обучения МГППУ
Доступная среда – глазами студента (смотреть)

Воробьева А.Н., педагог-психолог, факультет дистанционного обучения МГППУ
Видеокурсы лекций в системе дистанционного обучения (смотреть)

Хухлина В.В., доцент ГАУ ИПК ДСЗН Правительства Москвы
Активные методы обучения в практике преподавания

Хапаева С.С., к.пед.н., доцент, зам. директора Института информатизации образования МГГУ им. Шолохова
Методика подготовки контента для дистанционного обучения (смотреть)

Содержательные аспекты работы секции:

Все содержание обсуждаемых вопросов по разработке и применению дистанционных образовательных технологий можно разделить на 2 аспекта: на уровне среднего общего образования и на уровне высшего профессионального образования. Основные дискуссии по поводу дистанционного обучения учащихся с ОВЗ на уровне общего образования разгорелись на основе выступления сотрудников ай-школы (Верховская С.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО "Технологии Обучения" - "Особенности организации интерактивного учебного сетевого взаимодействия в Интернете и методика преподавания школьных предметов в дистанционном режиме"; Венкова Н.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО "Технологии Обучения" - "Обучение учителей интерактивному учебному сетевому взаимодействию и методическим аспектам преподавания школьных предметов в дистанционном режиме"; Рыбина И.В., руководитель психологической службы  ГБОУ ЦО "Технологии Обучения" - "Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса детей-инвалидов в условиях обучения с помощью дистанционных технологий"). Участников секции очень  интересовали различные аспекты работы психологической службы этой школы. 

При рассмотрении проблем применения дистанционных технологий обучения в высшем профессиональном образовании активное участие в обсуждении приняли студенты факультета дистанционного обучения. Студент 4 курса Агафонов А.С. поделился опытом адаптации к условиям дистанционного обучения на факультете. Он обратил внимание на необходимость усиления пропедевтики: помочь научиться грамотно выстраивать свой учебный процесс, планировать собственное время. Тукбаева А. затронула различные аспекты доступности среды. Она обратила внимание, что, к сожалению, в университете нет специализированного автобуса для перевозки колясочников. Но, как правильно отметила Анна, основные проблемы возникают с "нашей головой": нашими стереотипами, установками, ленью. Студентка 4 курса Кузьмина Е. поделилась опытом исследования формирования саногенного мышления у студентов факультета с ОВЗ и их родителей. В прошлом учебном году она провела соответствующее исследование для родителей и на выездном семинаре, проведенном на базе санаторно-лесной школы №7 в марте 2012 года, провела специальный тренинг для родителей. 

Данную тему продолжила Куртанова Ю.Е., к.п.н., доцент МГППУ. Она выступила с докладом "Применение дистанционных технологий при прохождении программы самореабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья". 

Большие дискуссии вызвал доклад Воробьевой А.Н., педагога-психолога  факультета дистанционного обучения МГППУ на тему "Видеокурсы лекций в системе дистанционного обучения". Многие участники задавали вопросы об эффективности применения видеолекций. Преподаватель факультета дистанционного обучения МГППУ Гурова Е.В. заметила, что не все студенты просматривают видеокурсы лекций в учебных целях. Беляев М.И. обратил внимание на качество видеокурсов лекций. Однако, как заметил декан ФДО Б.Б. Айсмонтас, использование данных материалов может быть эффективным, если подготовить хорошие методические рекомендации как для студентов, так и для  преподавателей о том, как грамотно использовать видеолекции в учебном процессе. 

Работу секции завершила  Хапаева С.С., к.пед.н., доцент, зам. директора Института информатизации образования МГГУ им. Шолохова, выступив с докладом на тему "Методика подготовки контента для дистанционного обучения". Она отметила, что на данную тему можно организовать не только курсы повышения квалификации на 72 часа, но даже курсы переподготовки более чем на 500 часов. 

К сожалению, из-за нехватки времени пришлось завершить работу секции, не успев обсудить всех вопросов, интересующих участников. Решено продолжить обсуждение в следующем году. 

Подводя итоги, Б.Б. Айсмонтас подчеркнул, что работа секции по проблеме разработки и использования дистанционных образовательных технологий при обучении учащихся и студентов с ОВЗ была самой интересной за последние три года конференции. 

Предложения, поступившие от участников секции:

Было предложено провести круглый стол по дистанционному обучению.

Предложения на следующую конференцию от руководителя секции:

В связи с тем, что очень много вопросов возникло по работе психологической службы в ай-школе (докладчик – Рыбина И.В.), было предложено провести в следующем году секцию по вопросам дистанционного обучения в ай-школе. 

Дополнительная информация:

Наиболее активно принимал участие в дискуссиях ведущий специалист Института дистанционного обучения РУДН М.И. Беляев.

Все видео-ролики с конференции

Фотографии с конференции