Дистанционное обучение психологии глазами студентов ФДО

 

Чувствую, думаю, говорю и пишу ....

Зачем мы сейчас здесь...???

Учение без размышления бесполезно,
но и размышление без учения опасно
Конфуций   

 

Что думают наши студенты о психологии ОТРАЖЕНИЯ/ИСКАЖЕНИЯ

 

Жукова Наталья

А зеркало души - ее деянья…
Шекспир. Сонет 69. Перевод С. Маршака
Многогранность Бытия преломляется Гранями Души…

 

Если взять цитату Л.С.Выготского: «Вся психика построена по типу инструмента, который выбирает, изолирует отдельные черты явлений; глаз, который видел бы всё, именно поэтому не видел бы ничего; сознание, которое сознавало бы всё, ничего бы не сознавало… Наши чувства дают нам мир в выдержках, извлечениях, важных для нас. Сознание как бы прыжками следует за природой, с пропусками, пробелами. Психика выбирает устойчивые точки действительности среди всеобщего движения. Она есть орган отбора, решето, процеживающее мир и изменяющее его так, чтобы можно было действовать. В этом ее положительная роль – не в отражении (отражает и непсихическое, термометр точнее, чем ощущение), а в том, чтобы не всегда верно отражать, т.е. субъективно искажать действительность в пользу организма» (Выготский, 1927).

Сложное взаимодействие «природы и среды». Физиология, психофизиология, психогенетика и другие науки о мозге, психике, поведении человека объясняют правила саморегуляции функций организма, направленных на поддержание гомеостаза с помощью функциональных систем: варианты взаимодействия организма с внешней средой и взаимодействия индивидуумов в социальном обществе. К тому же психика человека, как личности (какой бы она ни была), субъективно преломляет действительность, через свой внутренний «мир», жизненный опыт… Как некий «фильтр». «…субъективно искажать действительность в пользу организма» – но всегда ли это получается? У кого-то это «искажение», как при касании волшебной палочки, превращается в творческий акт преобразования мира для всех к лучшему.

Увидеть мир в одной песчинке
И Космос весь – в лесной травинке!
Вместить в ладони бесконечность
И в миге мимолетном вечность!
(У. Блейк)

У кого-то «искажает в пользу» только для себя, исключительно для себя... Конечно, было бы прекрасно, чтобы не в ущерб: себе и другим. Особенно другим, ведь чужая жизнь – это чужая жизнь, никто другому человеку не Хозяин, не Раб. Мы все в идеале, к которому необходимо стремиться, «творцы» – самих себя и окружающей действительности. Всё взаимосвязано. Все взаимосвязаны. «Человек – не остров…» – так выразил эту мысль Дж. Дон. «Ничто не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда».

Если попытаться объяснить, сильно упрощая, то ученые-психофизиологи, нейрофизиологи объясняют закономерности восприятия следующим образом: синий, зеленый, красный, голубой, желтый… Все цвета, тем более «человеческие названия» спектра волн, существуют только в нашей человеческой психической картине мира. Также и запахи и т.д., т.е. наш мозг «рисует» реальный мир (его фрагменты) через свои «инструменты». И сама психика человека – тоже удивительный инструмент, реагирующий на стимулы объективной действительности (или того, что под этим понятием принято понимать) субъективно. И далеко не всегда, не во всем «…в пользу организма». Например, бред, галлюцинации. Или «искаженный» воспитанием, стилем жизни, либо трудной жизненной ситуацией способ реагирования психики на что-либо. Как через «грань стекла». Увы, возможно, что очень мутную «грань». Но выгодную по каким-то причинам для жизнедеятельности одного «организма». И всегда ли эффективны, оптимальны выработавшиеся копинг-стратегии «…чтобы можно было действовать. В этом ее положительная роль…»?

…Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика.
Так погибают замыслы с размахом,
Вначале обещавшие успех,
От долгих отлагательств.
акт III, сцена 1 (У. Шекспир «Гамлет», пер. Б. Пастернак)

Еще раз, и еще более полно, стараясь не вырывать смысл из контекста: «Собственная же проблема психологии заключена тоже в ограниченности нашего непосредственного опыта, потому что вся психика построена по типу инструмента, который выбирает, изолирует отдельные черты явлений; глаз, который видел бы все, именно поэтому не видел бы ничего; сознание, которое сознавало бы все, ничего бы не сознавало, и самосознание, если бы сознавало все, не сознавало бы ничего. Наш опыт заключен между двумя порогами, мы видим лишь маленький отрезок мира; наши чувства дают нам мир в выдержках, извлечениях, важных для нас. Внутри порогов они опять отмечают не все многообразие применений, а переводят их опять через новые пороги. Сознание как бы прыжками следует за природой, с пропусками, пробелами. Психика выбирает устойчивые точки действительности среди всеобщего движения. Она есть островки безопасности в гераклитовом потоке. Она есть орган отбора, решето, процеживающее мир и изменяющее его так, чтобы можно было действовать. В этом ее положительная роль – не в отражении (отражает и непсихическое; термометр точнее, чем ощущение), а в том, чтобы не всегда верно отражать, т. е. субъективно искажать действительность в пользу организма. Если бы мы видели все (без порогов абсолютных) и все изменения, не приостанавливающиеся ни на минуту (без порогов относительных), перед нами был бы хаос (вспомним, сколько предметов открывает нам микроскоп в капле воды). Чем был бы тогда стакан воды? А река? Пруд отражает все; камень, в сущности, реагирует на все. Но его реакция равна раздражению: causa alquat effectum. Реакция организма «дороже» – она не равна эффекту, она тратит потенциальные силы, она отбирает стимулы. Психика есть высшая форма отбора. Красное, синее, громкое, кислое – это мир, нарезанный на порции. Задача психологии – выяснить, в чем польза того, что глаз не видит многого из известного в оптике. От низших форм реакции к высшим ведет как бы суживающееся отверстие воронки» (Выготский, 1927).

С точки зрения современной науки, механизм «суживающегося отверстия воронки» в нашей психике эволюционно сформировался для наиболее адаптивного видового выживания. Для вида Homo sapiens. А вот проблема «чтобы можно было действовать», «чтобы не всегда верно отражать, т.е. субъективно искажать действительность в пользу организма» зависит от индивидуального варианта генотип-средового взаимодействия в онтогенезе».

 

Цай Дмитрий 

«Психика является не зеркалом окружающего мира, а скорее "калейдоскопом", накладывающим на воспринимаемую действительность узоры из субъективных чувств и переживаний, заблуждений, самообмана, незнания или нежелания знать, прежнего опыта и мнения значимых других. В качестве иллюстрирующего примера можно привести межличностное взаимодействие на этапе знакомства – чуть позже первых впечатлений, но ещё без реального опыта. Когда у каждого есть субъективный идеализированный, пусть с некоторыми недостатками, с которыми ты готов мирится, без которых образ невозможен, образ другого, который может иметь мало общего с реальностью и с тем образом самого себя, который выстроен у самого объекта идеализации. Но, не имея эти образы, которые мы строим для себя, которые дарят нам надежду, которыми мы обманываем себя мы бы не смогли вступать в связи с другими людьми. Ведь все люди разные и у всех свои плюсы и минусы. Любые отношения – это притирка и "сглаживание углов", но компромиссы начинаются позже, а сейчас мы просто не замечаем то, что нас может оттолкнуть или разочаровать – мы просто не видим реальность такой, какая она есть, а видим ее такой которой, мы бы хотели что бы она была».

 

Базелюк Кира

 «Есть в воспоминаниях всякого человека такие вещи, которые он открывает не всем, а разве только друзьям. Есть и такие, которые он и друзьям не откроет, а разве только себе самому, да и то под секретом. Но есть, наконец, и такие, которые даже и себе человек открывать боится, и таких вещей у всякого порядочного человека довольно-таки накопится. То есть даже так: чем более он порядочный человек, тем более у него их есть.» 

Федор Михайлович Достоевский. «Записки из подполья»

 

«Все, что попадает в сознание человека при помощи слуха, зрения, осязания, обоняния, подвергается особой субъективной обработке на основе имеющегося опыта. В процессах исследования и узнавания человек отражает внешний мир в ощущениях, восприятиях, представлениях и понятиях.

Есть объективная реальность, которая существует вне зависимости от сознания человека-то, что есть на самом деле. А есть психическое отражение, которое зависит от особенностей органов чувств, эмоций, интересов, уровня мышления и развития- особый внутренний мир человека. Психика интерпретирует и преобразовывает объективную реальность, основываясь на этих особенностях, получая субъективный образ объективного мира.

Когда человек образовывает эту свою действительность, он переосмысливает и преобразовывает мировоззрение, исходя из своего опыта, оценивая и вспоминая то, что с ним уже происходило. Через призму этого опыта он оценивает настоящее, как он представляет и прогнозирует будущее.

Каждый человек имеет собственный субъективный опыт, который влияет на настоящее. Настоящее – это отражение внутреннего состояния психики человека. Будущее направлено на реализацию задач, целей, намерений, на воплощение фантазии, мечт, грез или снов.

Человек одновременно находится в этих трех состояниях-в трех временах.

Функция психического отражения – отражение окружающего мира и перестройка или подстройка поведения и деятельности человека в целях выживания.

Есть специальные защитные механизмы, продуманные природой. Многие функции в человеческом организме дублируются и взаимозаменяются. Мы имеем парные органы, на случай отказа одного из них, организм сможет дальше жить, используя только второй. У нас есть «предохранители», предусмотренные природой. Например, обморок, режим мозга сохраняющий его в целости, мозг переходит в «спящую» малоупотребляющую фазу при отсутствии необходимого питания (кислородом, например). Или всем известный факт о том, что при потере свойств одного органа чувств другие становятся функциональнее. При потере зрения у человека обостряется слух и обоняние, например.

Изменение, а не отражение – это сохранные свойства психики. В трудной жизненной ситуации исказить действительность может быть вопросом адекватности и сохранности рассудка. Изменить саму реальную ситуацию невозможно, но можно изменить отношение к ней. Взглянуть на произошедшее с другой, не привычной стороны, поменять роли и предназначения людей в ситуации.

Психика может создать иллюзию неважности правил и норм окружающего мира, или иллюзию большого потенциала свободы личностного самовыражения для того, чтобы человек, не имея никаких представлений о том, что ему делать, не имея никаких гарантий того, что у него что-то получится, начал действовать в своем стремлении получить новый опыт, или изменить себя.

Не так страшно невольно нарушить правила социума, если есть иллюзия, что они гибкие. Так же не страшно вести себя нелепо и необычно, если есть во внутреннем мире иллюзия свободы самовыражения.

По-другому переживаются или переосмысляются ситуации, если мысленно изменить рамки и систему координат, или мысленно перенести их в другие условия, в другую реальность, например, в сказку».


 

Наши магистранты О ПОНИМАНИИ 

Калашникова Марина

«Доказать или показать другому, что понимание случилось, далеко не просто. Для этого необходимо осуществить обратную процедуру означения построенных смыслов. Трудность работы практического психолога заключается в том, что эмоциональные смыслы и переживания трудно вербализуются, они как бы сопротивляются концептуализации, своему понятийному оформлению. И, проникая в "картину мира" клиента, психологу постоянно приходится быть на чеку, проверяя, насколько та картина, которую он выстраивает с клиентом, соответствует образу мира клиента, а не его собственному пониманию услышанного. Говоря слово "обида" или "любовь", клиент может вкладывать множество различных значений в эти явления. Психологу необходимо, иногда с серьезным упорством, допытываться у клиента, что значит, это конкретное слово, которое он использует, какой смысл он в него вкладывает.

Психолог, стремящийся вжиться в реальность клиента и "понять" его образ мира, вкладывая собственные смыслы в то, что он видит и слышит от клиента, занимается своего рода академической работой. Вся суть терапевтического процесса похожа на сокращенную схему проведения эмпирического исследования: психолог, прежде чем начать работать с каким-либо типом запросов, в первую очередь исследует литературу и источники. Для того, чтобы понимать схему и специфику трудных жизненных ситуаций клиента, психолог, еще будучи в университете, читает горы литературы, то что находит ценным выделяет, запоминает, углубляет. Позднее с конкретным клиентом он выявляет проблему и цель работы.

На следующем этапе, психолог основываясь на конкретном запросе выдвигает гипотезу – он анализирует то, что узнал от клиента и ищет "темные места". Опираясь на высказывания клиента, он либо отклоняет, либо принимает гипотезу. В ходе работы он, как и входе эксперимента, воздействует на клиента определенными методами. Получая обратную связь, он производит обработку результата.

Если смотреть еще глубже, мне кажется, что психологическое консультирование и психокоррекция очень схожи по сути с формирующим экспериментом. Взять, к примеру, формирующий эксперимент, направленный на поэтапное формирование умственных действий. Он обычно включает несколько этапов:

  1. мотивационный (клиент желает изменений в своей жизни, он тратит время и деньги на работу с психологом);
  2. схема ориентировочной основы действия (психолог объясняет клиенту о корнях его трудностей, информирует);
  3. формирование действия в материальной форме – клиент прорабатывает чувства или новое поведение во время сессии;
  4. формирование действия в речи (обратная связь после консультации);
  5. формирование действия во внутренней речи (про себя, шепотом). Сюда можно отнести поведенческие эксперименты, которые дают в качестве домашнего задания в когнитивно-бихевиоральной терапии;
  6. действие во внутренней речи, когда клиент для себя анализирует, как повлияло его новое поведение на ситуацию, на его эмоциональное состояние, на его мысли.

Таким образом, можно сказать, что понимание  как основной способ познания, пристрастное, заинтересованное отношение, "вживание в исследуемую реальность", являются очень важными для практической деятельности психолога. Ведь каждый раз, когда он воспринимает какую либо информацию от клиента, ему необходимо сверять этот образ с реальностью клиента. чтобы быть абсолютно уверенным, что те смыслы, которые вкладывает клиент в свои слова – это именно смыслы клиента, а не те значения, которые может додумывать психолог».

 

Одинова Галина 

«Понимание – это основной способ познания личности, пристрастное, заинтересованное отношение, "вживание" в исследуемую реальность".

Эти слова о понимании принадлежат Слободчикову В.И. и Исаеву Е.И., в размышлениях о гуманитарной парадигме. Они говорят о том, что понимание является одним из способов познания человеческой жизни. Понимание включает в себя не только знание, объяснение жизненных процессов, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. В этом процессе понимания важны не только объект, предмет исследования, но сама личность исследователя, его опыт, нравственные, мировоззренческие установки, ценностные ориентации, его отношение к познаваемому. Такой субъектный подход, мне кажется, очень важен и нужен для психологической практики, в нем идет развитие двух сторон общения: консультанта и обратившегося. Для меня это сильно перекликается с понимающей психотерапией Федора Ефимовича Василюка, его подход мне близок и откликается. Понимающая психотерапия направлена на помощь человеку в трудных жизненных ситуациях. Деятельность психотерапевта в понимающей психотерапии называется сопереживанием, а методом работы и есть понимание. Сопереживание – целостный творческий процесс, разворачивающийся на разных уровнях, направленный на содействие продуктивному продвижению переживания клиента. Процесс переживания клиента, по мнению Ф.Е.Василюка, есть процесс смыслопорождения. Осмысленность и смысл – цель понимающей психотерапии. Таким образом, с помощью понимания приходим к  рождению смысла в жизни клиента, смысла в его критической жизненной ситуации.

Понимание выступает не как диагностика состояния клиента, а есть сама интенция, диалогическая установка,  в соответствии с которой понимание является главной и самоценной задачей терапевта. Создаваемое терапевтом диалогическое пространство способствует творческому раскрытию клиента, разворачиванию его переживания. Пространство диалога заполняется свободой переживания, свободой самосознания, свободой воли. «Понимание — это приглашение к свободе» - писал Ф.Е.Василюк. В этом «свободном» поле клиент и рождает новые смыслы из страданий, ощущения беспомощности, возможно бессмысленности, возвращаясь к жизни и преодолевая кризисы».


 

Что думают наши магистранты о психологической практике? 

Савкин Максим

«Для психологической практики важно не отрываться от методологических принципов и предпосылок, находящихся у истоков её знания. Часто психологи-практики предлагают опираться на эклектичное смешение различных школ и интуитивное понимание людей, забывая при этом, что философы науки ХХ века предупреждали, что никакое наивное познание реальности невозможно и, что любое наблюдение уже содержит в себе некоторые теоретические предпосылки.

Чтобы не стать жертвой неотрефлексированных познавательных установок и личных предпочтений, В.Клочко предлагает бесстрашно, подобно Персею, взглянуть на самые сложные теоретические проблемы.

Вопросы, поднимаемые автором о соотношении материи и духа, отражение мира психикой, могут показаться отвлеченными играми ума. Как часто когда дело доходит до психологической практики, мы можем услышать мнение о том, что качественные техники и "жизненный опыт" важнее любых рассуждений. На деле же, как подчеркивает В.Клочко, такие философские вопросы имеют первостепенное значение.

Например, обратившись к цитате Выготского о том, что "положительная роль <психики> - не в отражении... а в том, чтобы не всегда верно отражать, т.е. субъективно искажать действительность в пользу организма", мы можем переосмыслить целый ряд практических проблем. Если психика не просто отражает, но и изменяет мир, то совсем иначе начинают восприниматься проблемы адаптации. Если понимать мир не как нечто заранее данное, к чему надо приспособиться, то это может оказать огромное влияние на всю психологическую практику.

В связи с этим остается надеется, что психологическая наука будет чаще обращаться к сложным методологическим вопросам и не окажется замкнутой в круге Хомы, внутри которого так и будет метаться, угасая, психологическая мысль».

 

Великанова Мария

«Психоисторический этюд «Щит Персея и круг Хомы» Виталия Евгениевича Клочко, побудил меня к следующим размышлениям.

Необычен и важен для психолога-практика сам психоисторический подход. Юнгианский подход связывает личные истории людей, обращающихся за помощью, с архетипами, живущими в коллективном бессознательном человечества, но архиетип отличается от истории. Можно сказать, что архетип это как бы некая внутренняя позиция, точка зрения на ситуацию, взгляд изнутри определенной системы образов, которая существует вне времени и внутри каждого человека: в некоем внутреннем топосе происходит диалог архиетипов, влияющих на него в той или иной ситуации.

Психоисторический подход учитывает не только топос, но и хронос, история существует во времени, рассказывается во времени. Если обратиться к философии, то психоисторический подход близок философии времени Анри Бергсона.

Родоначальник психоистории Эрик Эриксон считал, что жизнь человека существует в историческом контексте, внутренний мир человека связан с внешним миром, а также – с историей. Психология личности тесно связана с психологией эпохи. Психоистория опирается на идею, что на человека действуют не архиетипы, а некие бессознательные социально-политические императивы, поэтому для психолога-практика важно исследовать опыт, не только актуальный, но и предшествующий, опыт предыдущих поколений. Именно психоистория обращает внимание на социальные травмы, такие как войны, геноциды – события, которые произошли в конкретном историческом времени, но повлияли на целые поколения.

Для В.Е. Клочко психоисторическое исследование показывает связь людей друг с другом во времени, через историю, через понимание психики и сознания в динамике становления с помощью помещения в исторический контекст.

Чем же это важно в практике? Когда к нам приходит клиент, он приходит со своей историей, которая разворачивается во времени. Нарративный подход в психологии предлагает понимать идентичность как историю, об этом пишут и Джером Брунер, и Теодор Сарбин, и Ден Мак-Адамс. Психолог должен учитывать множество разных временных категорий: время рассказа (момент, когда клиент рассказывает свою историю, психолог – слушает, рассказ – длится, история существует во время рассказывания); время сессии, от приветствия до прощания; время консультирования – от первой до последней сессии (в которой разворачивается история отношений консультанта и клиента); время жизни клиента; время истории клиента, которая может быть короче его жизни, или длиннее ее, если для данной истории так же важны истории предков; психоисторическое время – время в котором существуют все истории, похожие на истории клиента, перекликающиеся с ними, позволяющие отразить кусочек этой истории.

Помещение истории во временной контекст, во-первых, дает клиенту более широкий доступ к личному, историческому и коллективному опыту, т.е. освобождает от изоляции, помогает преодолеть одиночество, а во-вторых – помещение личной истории в социально-исторический контекст способствует осознанию источника проблем, которые не всегда находятся в сознании и поведении клиента, а иногда обусловлены контекстом.

Вторая значимая для психолога-практика идея этой работы – понятие отражения. Помимо общего для психологии понимания психики как отражения, тема отражения по-разному освещается в разных психологических подходах: это и техника отражения в клиент-центрированном подходе, где психолог становится как будто зеркалом, через которое клиент слышит и видит свою историю, видит себя; это и проекции в психодинамических подходах, в т.ч. в гешальт-терапии, и различные формы переноса и контрпереноса в психоанализе. Наконец, в любом общении присутствует отражение на нейрофизиологическом уровне, работают зеркальные нейроны, отражающие переживания собеседника так, что мы можем ощущать их и приближаться к пониманию другого.

Как психолог практик может опираться на идеи В.Е. Клочко, высказанные в этой работе, на его описание отражения? В.Е.Клочко говорит, что справиться с ужасом, с которым человек сталкивается в жизни, можно благодаря взгляду на отражение, в котором человек видит и свой страх, проблему, боль, и свое собственное отражение. Т.е. занимает ту самую позицию наблюдателя, которая во многих психотерапевтических подходах рассматривается как позиция исцеления, та, из которой возможны изменения. В отражении проблема не выглядит поглощающей, она отражается так же, как клиент, они равны, соизмеримы, можно выстраивать взаимодействие, наблюдать, замечать то, что происходит, искать пути выхода из ситуации. Смотреть на отражение, как на Медузу в щите Персея, а не прямо в глаза Вия, позволяет клиенту обрести силы для совладания с трудной жизненной ситуацией».


 

СИЛА СЛОВА, ПАУЗА и ПОСТУПКИ человека и профессионала

Лукьянова Алена

«Иногда даже самые  терпеливые, сдержанные люди  срываются и проявляют вспышки  гнева, не контролируют свое поведение и попросту как бы «запрограммированы» – «рубить с плеча». А, как говорится в одной народной пословице: «Лучше семь  раз отмерь – один раз отрежь». Вот, например, в моей практике работы психологом, многие даже самые любящие родители позволяют себе прикрикнуть на ребенка в тех случаях, когда очень расстроены или разгневаны. А ведь необходимо просто подумать о том, что крик больно ранит другого человека, особенно ребенка, а также мгновенно разрушает душевную взаимосвязь между людьми.

Решающую роль в личности любого человека  играет рефлексивное сознание субъекта. Если оно неразвито или просто дремлет, субъект не в состоянии проделать работу по открытию своих возможностей и переходу к осмысленным действиям.

«Хочешь сказать мелочь – считай до десяти, что-то серьезное – до ста. Хочешь совершить поступок – до тысячи».  Это «кредо» позволяет создать основу самодетерминации, самоконтроля и саморегуляции – возможность взять паузу между стимулом и реакцией. Пауза, для осмысления означает больше, чем отсрочка во времени, которая помогает человеку выйти  из режима «естественного» реагирования на стимул и может начать строить свое поведение по-новому, исходя из своего экзистенциального Я».

 

Макарова Алина 

«Силой слова можно воздействовать на человека. И эта сила в руках психолога. Порой, от слова очень многое зависит в жизни. Не зря же существует пословица «Молчание – золото». Но поскольку к психологу приходят, всё-таки надеясь что-то услышать, он вынужден говорить. И очень важно, чтобы каждое слово его было выверенным, не импульсивным, не основанным на первом впечатлении или своих личных взглядах. Особенно важно помнить, что к психологу приходят с проблемами, с поиском ответа на вопросы... И в такие моменты клиенту жизненно необходима, в первую очередь, поддержка. То есть, по сути, знание о силе слова заставляет задуматься о профессиональных и личностных качествах, которыми должен обладать психолог:

  1. Эмпатия, сопереживание, сочувствие. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека – клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения.
  2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя.
  3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему.
  4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем.
  5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому психологу не нравится.
  6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.
  7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.
  8. Готовность и стремление психолога не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло.
  9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом.
  10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя.

Все эти профессионально-личностные качества, которыми должен обладать психолог, основаны на силе слова, но в некоторых случаях необходима и сила молчания».

 

Стуйт Анна 

 (о силе слова)

 (Почему люди идут учиться в психологический ВУЗ?)

«Слово, сказанное не вовремя, не с той интонацией и не к месту, может не только навредить, но и быть трамплином для необдуманных поступков человека, находящегося в нестабильном психическом и психологическом состоянии. Очень сложно при общении с человеком не делать переносов чувств и переживаний, сохранять нейтральность. Транспозиция клиента и психолога очень тонкая,  настройка психики может работать бессознательно, особенно если у психолога близки личные события клиентским. Мудрый совет считать до десяти, если хочешь сказать мелочь, очень хорош, ведь мелочь может быть началом большой волны, а справится ли с ней человек, не знает никто...

Однако еще в 1907 году при встрече З.Фройда с К.Юнгом позиция З.Фройда об опасности контрпереноса изменилась и появилась идиома -  "перенос - это альфа и омега терапии". Эмпативный психолог  не может не сопереживать клиенту, но думать, прежде чем сказать даже мелочь, он обязан. С эмпатийного слушания мы начинаем свою работу и также эмпатийно оставляем человека после сессии, с ощущением небезразличности. Остаемся в контакте между сессиями. Проговаривание ситуации внутренней речью человек-клиент-психолог – может натолкнуть на решение ситуации, на снижение градуса переживания, на новые, более глубокие вопросы. Поэтому сравнение с последней буквой греческого алфавита пришло не просто так. Это некая осознанная завершенность, сопряженная с удовлетворением чувственных и когнитивных потребностей клиента.

Еще Ф.Тютчев подметил:
«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать..."
Нам не дано предугадать,
судьбы крутые повороты
её падения и взлёты
Нам не дано предугадать.
Нам не дано себя понять,
какими будем через годы,
как не познать каприз природы...
Нам не дано себя понять.
Нам не дано, увы, узнать,
чем наше слово обернётся,
когда последний день прервётся...
Нам не дано, увы, узнать.
Нам не дано вернуть назад
весны прелестное дыханье
и детских лет воспоминанье
нам не дано вернуть назад.
Коль не дано, так будем ждать,
и не грешить, как это было,
чтоб сердце от обид не ныло...
Коль не дано, так будем ждать.
А так ведь хочется узнать..». 

Зачастую, человек, обращающийся за помощью к психологу растерян. Очень восприимчив к влиянию окружающих и фигуры психолога. Нечистоплотные психологи, как и другие представители "помогающих" профессий, могут быть подвержены такой шалости как манипуляции, вот в качестве самолечения надо считать до ста, как советует Михаил Жванецкий и народная мудрость, ведь в руках у нас живой объект и каждая встреча может кардинально поменять жизнь. Причем и в хорошую и плохую сторону. Как раз об этом пишет Ф.Тютчев:

«Нам не дано, увы, узнать,
чем наше слово обернётся,
когда последний день прервётся...»

Поступок... иногда требуется, не раздумывая, быстро что-то сделать. Это касается экстренных кризисных ситуаций – пожар, утраты, горе…. Но поступок – это в первую очередь ответственность. И тут вступает последняя часть афоризма М.Жванецкого – хочешь совершить поступок – считай до тысячи. В отношениях помощи и обязанностей, долга и возможностей, времени и сил, ожиданий и результатов опасно получить ответную душевную рану, которую может нанести обнадеженный человек. Скорее всего, поэтому восточные мудрецы и советуют дольше считать, а может быть имеют ввиду «просчитывать» последствия. Безопасность и для психолога важный инструмент – психолог может оказать помощь другому человеку, а сам бывает ранен и долго выходит из травмы.

Последнее время часто слышу нелестные отзывы о профессии психолога, конечно, сами люди часто виноваты, но и предвзятость имеет место быть. Поэтому закончу еще одной фразой Михаила Жванецкого:
«Мыслить так трудно, – поэтому большинство людей судит».

 

Пучкова Надежда

Каким должен быть психолог? Помимо специального образования психолог должен осознавать ответственность своего профессионального выбора. Главное правило: «Не навреди!»

Психолог не должен давать советов. Его задача – помочь человеку самому разобраться и самому принять решения, не перевешивая ответственность на других. Нельзя ни давить авторитетом на клиента, ни идти у него на поводу. Тактику выбирает не клиент, а психолог, и не иначе.

Психолог прежде всего человек, а большинство человеческих реакций на окружающею среду обусловлены моделью «стимул-реакция» – автоматическое реагирование на происходящее извне. Отчасти это как бы наша привычка, часто облегчающая нашу жизнь. Но в таких моментах мы не осознаем, что говорим и делаем.

«Хочешь сказать мелочь – считай до десяти, что-то серьезное – до ста. Хочешь совершить поступок – до тысячи». Момент этого самого подсчета – пауза между стимулом и реакцией — это состояние наблюдателя. Один из лидеров экзистенциальной психологии Ролло Мэй говорил: «В паузе между стимулом и реакцией коренится свобода человека. Нужно задержать реакцию, потому что реакция на стимулы исключает момент выбора, исключает свободу».

Пауза — это момент между стимулом и реакцией. Это момент, где мы говорим себе «стоп» и можем проанализировать ситуацию, исключить свои переживания и желания, свое отношение к данной ситуации. В такие моменты психолог понимает, что сейчас действительно важно, отсеивает личное отношение и у него есть возможность помочь клиенту прийти к решению, которое необходимо именно клиенту в его ситуации, а не психологу. Часто, бросаясь на амбразуру, мы ломаем столько дров! Делая паузу, мы даём время себя остыть, понять, что с нами происходит и как лучше действовать дальше».

 

Гусарова Елена

«Для чего человеку надо считать до 10, 100, 1000? Видимо для того, чтобы не наделать ошибок при стрессах. Закономерен и следующий вопрос: а почему он может наделать ошибок? Ответ на него будет вполне логичен – потому что человек в ответ на стрессовое воздействие зачастую поступает реактивно, импульсивно, автоматически, не успевая в должной степени воспринять и оценить ситуацию, подумать о способах ее разрешения и прочее.

По сути, данная функция пришла к нам от наших филогенетических предков, в арсенале которых было три способа действия: «беги, бейся, замри». С ходом эволюции и развитием коры головного мозга мы научились мыслить. По мнению М. Боуэна, у нас появилась интеллектуальная система. Однако, как он сам замечает, в ситуации повышения тревоги, эмоциональная система начинает преобладать над интеллектуальной, мы действуем под влиянием эмоций. Возможность остановится, успокоиться, подумать и принять решение, и только потом действовать, по сути, и отражает данная цитата: «Хочешь сказать мелочь – считай до десяти, что-то серьезное – до ста. Хочешь совершить поступок – до тысячи».

Интересно, что в дайвинге есть так называемое «золотое правило 3Д», которое гласит, что в любой потенциально опасной ситуации (слетела маска с лица, неисправность оборудования, запутался в сетях/водорослях, попал в течение, потерял напарника, потерял ориентиры, встретился с акулой и прочее): остановись – дыши – думай – действуй! Данное правило не раз выручало меня на большой глубине под водой, однако оно вполне применимо и к обычной жизни, в том числе в ситуации общения с людьми. Практически вся психологическая помощь людям в трудной жизненной ситуации и направлена на то, чтобы понизить тревогу и запустить механизм разрешения трудной ситуации путем изменения восприятия проблемы, активизации ресурсов, выработки адекватных стратегий поведения в конкретной ситуации.

Второй важный смысл, который несет мудрость о паузе – это степень ответственности. Все-таки надо признать, что сказанное нами замечание/реплика, пронзительная речь/заявление или совершенный поступок, имеют разную силу влияния на людей и разную степень ответственности. С одной стороны, это касается наших клиентов, с другой стороны самих психологов».

 


 

Абучкаев Станислав, студент 1 курса ФДО МГППУ, бюджетная программа обучения

Меня зовут Станислав, я инвалид 1-ой группы, моё тело полностью обездвижено, но это не мешает мне получать высшее образование. Я поступил в МГППУ на факультет дистанционного обучения.
У преподавателей индивидуальный подход к каждому студенту, учитываются все особенности по здоровью.
Сам университет оборудован пандусом и грузовым лифтом, по университету можно беспрепятственно передвигаться.
Дисциплины проходят в основном в вечернее время, что очень для меня удобно, если обучаться только в онлайн-формате.
В университете очень много выездных мероприятий, на которые очень хочется попасть, но нет возможности, так как есть проблемы с транспортом. Не смотря на это, большинство выездов транслируются в онлайн-режиме, благодаря чему принимаешь полноценное участие в мероприятии.
Одним словом, получаешь полноценное высшее образование.

 

Баитова Юлия, студентка 2 курса ФДО МГППУ.

На мой взгляд, учиться на факультете дистанционного обучения очень интересно и увлекательно. Однако в ходе обучения я сталкиваюсь с определенными трудностями. В частности, возникает проблема с самоорганизацией, планированием времени на выполнение контрольных работ и других заданий. За время обучения на факультете я поняла, что грамотное распределение временных ресурсов, позволяет сделать свое обучение более эффективным. Важна также каждодневная систематическая работа с учебными материалами.
На факультете меня радует возможность «живого» общения с преподавателями в ходе интернет-семинаров. Много интересных и важных моментов я узнаю на лекционных встречах в режиме онлайн-трансляций. Особенно это удобно для меня, потому что я живу далеко от Москвы, и у меня нет возможности часто приезжать в университет лично.
Обучаясь на ФДО, у меня есть возможность не только получать знания, но и общаться с одногруппниками на различные темы. Мы всегда стараемся помогать друг другу, делиться своими радостями и трудностями.
Кроме того, наша жизнь на факультете очень насыщена социокультурными мероприятиями: это и выездные занятия в Третьяковской галерее, посещение музеев и многое другое. Я также могу наблюдать за всем происходящим в онлайн-режиме.
Еще мне всегда очень интересно принимать участие в различных мастер-классах и интернет-конференциях, это очень полезно для меня в практическом плане.
В заключении хочется сказать будущим абитуриентам нашего факультета: не останавливайтесь, несмотря ни на какие трудности, возникающие перед вами. Идите только вперед и достигайте своей цели! Всё у вас обязательно получится!

 

Вельмискина Елизавета, студентка 2 курса ФДО. 

Дистанционное обучение это возможность решения ряда проблем, присущих традиционному способу обучения. Основное преимущество заключается в решении трудности доступности образования, независимо от географического местоположения и от возможностей, способностей самого человека. Этот метод обучения организует доступ студентов к нетрадиционным источникам информации, а также увеличивает их мотивацию к самостоятельной работе, дает новые возможности для творческой деятельности, приобретения и закрепления различных профессиональных навыков.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что дистанционное обучение будет набирать все большую известность. В скором времени данный вид образования станет цениться также как и классическое. Очень важна подготовка и развитие интернет-ресурсов самим преподавателем, так как существует проблема плохого качества этих ресурсов, взятых из Интернета, на которых информация неверна или искажена. Также важен дизайн веб-ресурсов. Они должны иметь удобный интерфейс, иметь приятные цвета для глаз, которые не ухудшают зрение и позволяют достаточно долго пользоваться таким ресурсом в обучении.
Считаю целесообразным создание для незрячих и слабовидящих интернет-ресурсов с форматом «аудио» в большем количестве, нежели они есть сегодня.

 

Глебова Анастасия, студентка 1 курса факультета дистанционного обучения.

Вспоминаю те дни, когда я первый раз приехала в наш университет.
В моих планах давно стоял пункт - поступить именно в МГППУ!
Волнение перед вступительными экзаменами просто необъяснимо!
Но всё позади, я справилась! Очень рада, что всё получилось, и я теперь - студентка 1-го курса.
Здание нашего университета приспособлено для людей с инвалидностью и ОВЗ. Студенты могут обучаться не только дистанционно, но и посещать занятия в очном формате.
Также на факультете проводится много выездных мероприятий, которые необходимы в процессе обучения.
Все преподаватели очень ответственные, профессионально и с пониманием подходят к каждому студенту, за что отдельное спасибо!
Пока прошло только полгода моего обучения, но я уже всем своим знакомым рекомендую наш университет, МГППУ!
Спасибо вам, что вы есть!

 

Губина Мария, студентка 3 курса ФДО МГППУ

Безусловно, дистанционное обучение это шанс получить образование людям с ограниченными возможностями. Конечно, тут есть свои плюсы и минусы. Начнем с положительных моментов. Плюс в том, что не нужно каждый день посещать университет, особенно, если у тебя проблемы с передвижением. Да, и живёшь в другом городе. Факультет дистанционного обучения много делает для своих студентов. Начиная с того, что каждый семестр выдают диски с учебными материалами; проводят лекции в интернет - формате; студенты имеют возможность устного ответа, тем самым лучше формируются навыки общения, что, безусловно, поможет в будущей профессии, в успешной интеграции в общество. Также проводятся конференции, встречи с интересными людьми, различные тренинги и многое другое.
Конечно, при дистанционном обучении важную роль играет самодисциплина, т.к. много времени отводится на самостоятельную работу студента. Нужна большая мотивация и огромное желание учиться. Большое значение в жизни студента, обучающегося в дистанционном формате, имеет общение со своими сокурсниками, совместное решение сложных моментов, возникающих в процессе обучения. Мне кажется, в одиночку и каждый сам за себя - это скучно, эгоистично и абсолютно не поможет в реальной жизни адаптироваться и взаимодействовать с людьми. Нужно уметь находить общие точки взаимодействия, договариваться и быть командой.
В заключении, хочется пожелать абитуриентам и студентам не бояться перемен в своей жизни. Кажется, что учеба занимает много времени и сил. Надо идти только вперед и никогда не сдаваться!
Психология помогает лучше понять себя, понять других и эффективнее общаться с людьми.
Итак, только вперёд! И всем удачи!

 

Козлова Полина, студентка 1 курса ФДО МГППУ, бюджетная группа

Добрый день, дорогие абитуриенты!
Хочу немного познакомить вас с обучением на факультете дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета.
По многим причинам, даже не имела представления, что на сегодняшний день я буду являться студенткой первого курса данного университета. Но благодаря ФДО стало понятно – возможно всё!
Дистанционное образование предоставляет просто огромное количество возможностей!
В обязательном порядке в очном формате проводится сдача экзаменов – вступительных и выпускных. Все остальные работы можно сдавать в режиме онлайн, то есть, через Интернет. Это облегчает обучение людям, которые не могут приезжать в университет по объективным причинам: инвалидность и удалённое от Москвы местожительство.

 

Коренев Максим, студент 2 курса ФДО

В последнее время в нашей стране очень интенсивно стало развиваться дистанционное обучение.
В прошлом году один очень активный университет объединил в единую систему инклюзивного образования большое количество вузов со всей страны. В университет, являющийся ядром данной структуры, вы поступаете, а взаимодействие этих учебных заведений основано на дистанционном обучении. Это форма обучения, при которой осуществляются все компоненты стандартного обучения, но на расстоянии, с использованием Интернета.
Большая часть времени в процессе образования отводится самостоятельной работе студентов, что является плюсом с точки зрения планирования и распределения времени самим обучающимся. В случае недопонимания учебного материала это становится минусом. Безусловно, на занятиях преподаватель подскажет и постарается разъяснить, но иногда времени на всех не хватает, и студент остаётся с трудностью «тет-а-тет».
Серьёзной ограничивающей стороной процесса обучения является техника, ведь не у каждого имеется мощный компьютер и быстрый Интернет. В связи с этим некоторым обучающимся трудно быть полноценно «включённым» в образовательный процесс.
Но не всё так плохо, огромным достоинством такой формы обучения является общедоступность для всех возрастных и социальных категорий, благодаря ей обучаться имеют возможность абсолютно все, особенно те, кто в силу сложностей со здоровьем не мог учиться в традиционных учебных заведениях. Это колоссальный прорыв! Теперь каждый человек в любой точке нашей страны, а также других государств без каких-либо социальных ограничений способен через Интернет совершенствоваться и развиваться. С помощью дистанционного обучения осуществима глобализация, объединение всего образования в мире.
А если рассматривать дистанционное обучение в конкретном университете, т.е. в Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ), то можно только похвалить. На факультете дистанционного обучения МГППУ помимо качественного преподавания постоянно организуются дополнительные развивающие занятия. Это даёт ценный опыт для дальнейшей профессиональной деятельности психолога. Очень советую поступать именно сюда.