18 ноября состоится вебинар «Непрерывность профессиональной образовательной траектории в обучении лиц с
Уважаемые слушатели курсов повышения квалификации!
18 ноября в 15:00-17:00 в рамках программы повышения квалификации «Организация работы по обучению студентов с инвалидностью в системе высшего образования» состоится вебинар «Непрерывность профессиональной образовательной траектории в обучении лиц с инвалидностью: опыт, проблемы и перспективы».
Ссылка для входа на вебинар: http://m.mirapolis.ru/m/miravr/7982475795
Ведущий: Романенкова Дарья Феликсовна, начальник Регионального учебно-научного центра инклюзивного образования Челябинского государственного университета, к.п.н., доцент, г. Челябинск
Вопросы для обсуждения:
- Непрерывность образования инвалидов и лиц с ОВЗ как условие их успешной социализации и профессиональной адаптации;
- Нормативная правовая база обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по образовательным программам среднего профессионального образования и профессионального обучения;
- Нормативно-методическое обеспечение организации инклюзивного образования по образовательным программам среднего профессионального образования;
- Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования;
- Особенности реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования;
- Состояние развития инклюзивного среднего профессионального образования в Российской Федерации;
- Реализация мероприятий по обеспечению доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ в Российской Федерации
Краткая аннотация вебинара:
Вебинар будет полезен педагогическим работникам образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования; научным работникам, занимающимся вопросами инклюзивного образования; слушателям образовательных программ дополнительного профессионального образования; студентам вузов, обучающихся по педагогическим и психолого-педагогическим специальностям и направлениям подготовки; магистрантам и аспирантам.
Материалы подготовлены на базе Регионального учебно-научного центра инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет».
Практическая деятельность в сфере образования:
Ведущий вебинара Романенкова Д.Ф. с 1998 года осуществляет научную деятельность по изучению проблем инклюзивного профессионального образования, дистанционных образовательных технологий, разработке и реализации системы инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации высшего образования. Результаты исследований внедряются в Челябинском государственном университете и распространяются в системе профессионального образования в рамках выполнения университетом функций базовой образовательной организации высшего образования, обеспечивающий условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Уральском федеральном округе. Ряд разработанных нормативно-методических документов, утвержден Минобрнауки России. Осуществляется регулярная экспертно-аналитическая работа по поручениям Минобрнауки России по основным направлениям развития инклюзивного профессионального образования. Руководитель и исполнитель научных грантов и проектов, в том числе международных.
С 2013 по 2016 гг. – научный руководитель государственных заданий Минобрнауки РФ «Нормативно-методическое обеспечение организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования», «Разработка научно-методических основ формирования перечня мероприятий по созданию в учреждениях профессионального образования условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также научно-методическое и информационно-программное сопровождение учета специальных программ профессионального образования, адаптированных для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Нормативно-методическое и организационно-аналитическое сопровождение создания в образовательных организациях специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий», «Нормативно-методическое и организационно-аналитическое сопровождение развития инклюзивного среднего профессионального образования».
Область научных интересов:
- инклюзивное профессиональное образование,
- адаптированные образовательные программы профессионального образования,
- технологии инклюзивного обучения,
- дистанционные образовательные технологии как средство адаптации образовательных программ,
- непрерывное профессиональное образование инвалидов и лиц с ОВЗ,
- разработка и реализация системы инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательной организации профессионального образования
Основные публикации:
Автор (соавтор) ста научных работ, в том числе пяти монографий, шести учебных пособий по проблем инклюзивного профессионального образования.
1. Принципы разработки и реализации адаптированных образовательных программ профессионального образования и обзорный анализ их внедрения в вузах и колледжах России // Специальное образование: научно-методический журнал / ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т»; Ин-т спец. образования. – Екатеринбург, 2016. – № 2 (42). – С.122-134 (в соавторстве).
2. Задачи и направления деятельности специалистов комплексного сопровождения инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25163 (дата обращения: 20.09.2016) (в соавторстве).
3. Организация инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях : учебное пособие. – [2-е изд., доп. и перераб.] – Челябинск : Полиграф-Мастер, 2016. 101 с. (в соавторстве).
4. Разработка и реализация адаптированных для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ среднего профессионального образования: учебное пособие. – Челябинск : Полиграф-Мастер, 2016. – 109 с. (в соавторстве).
5. Формирование профессионально-прикладных компетенций педагогов профессионального инклюзивного образования // Современные образовательные технологии: педагогика и психология: монография. Книга 16 / О.К. Асекретов, Б.А. Борисов, Н.Ю. Бугакова и др. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. – С.163-183. (в соавторстве).
6. Развитие инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации // Федеральный справочник. Среднее профессиональное образование в России [информационно-аналитическое издание]; Т. 1 / Центр стратегического партнерства. – М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2015. – С. 293-296. (в соавторстве).
5. Адаптационные модули (дисциплины) как педагогические компоненты инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: www.science-education.ru/129-21709 (дата обращения: 07.09.2016). (в соавторстве).
6. К вопросу о реализации основных профессиональных образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий: Материалы международной научно-практической конференции. – М.: НИУ ВШЭ, 2015. – С. 78-80.
7. Нормативно-правовое регулирование среднего профессионального образования инвалидов в Российской Федерации // Инклюзивное профессиональное образование : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. – С. 138-142.
8. Довузовская подготовка инвалидов Челябинском государственном университете как этап непрерывного инклюзивного образования монография / Современные подходы и новые технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья : Монография. – Красноярск: ЦНИ «Монография», 2014. – 164 с. (в соавторстве).
9. Подходы к разработке адаптированных образовательных программ для профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13203 (дата обращения: 07.09.2016). (в соавторстве).
10. Формирование способности к самоорганизации учебной деятельности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в рамках адаптированных образовательных программ инклюзивного профессионального образования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2014. – № 7. Том 3. С. 156-161.
11. Особенности реализации профессиональных образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом условий обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4; URL: www.science-education.ru/110-9841 (дата обращения: 07.09.2016).
12. Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья как необходимое условие их профессионального образования // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. - №4 (20). – С. 110-113. (в соавторстве)
13. Требования к специальным условиям обеспечения инклюзивного образования инвалидов в организациях профессионального образования // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. - №4 (20). – С. 98-102. (в соавторстве)
14 Психолого-педагогические и технологические основы профориентационной работы с абитуриентами-инвалидами в виртуальной образовательной среде // Педагогическое образование в России. – 2013. – №1. – С.42-47. (в соавторстве)
15. Современные информационно-технические средства обучения как необходимый элемент профессионального образования инвалидов // Инновационные информационные технологии: Материалы международной научно-практической конференции. Том 1. – М.: МИЭМ НИУ ВШЭ, 2013. – С.382-389.
Авторские разработки:
- Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях;
- Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования
- Нормативно-методическое и организационно-аналитическое обеспечение доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Ссылки на Интернет-ресурсы:
- http://www.csu.ru/centers/runcio/Regional_Center_for_Disabilities_Education.aspx
- http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=148176
Отчёты о проведенных вебинарах
11 ноября состоялся вебинар на тему «Учебно-методическое сопровождение профессионального образования лиц с инвалидностью: адаптация учебных и информационных образовательных ресурсов по направлениям подготовки к потребностям студентов с инвалидностью».
- Ведущий: Мартынова Елена Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Челябинского государственного университета
- Информация на сайте http://fdomgppu.ru/node/106907
- Видеозапись трансляции https://www.youtube.com/watch?v=qO5LF-Wqlt0
- Проект методических рекомендаций по разработке адаптированных образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, программ специалитета) для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов https://yadi.sk/i/Y2QLNxRfyYFgb
10 ноября состоялся вебинар на тему «Условия и технологии организации инклюзивного образования в образовательных организациях высшего образования: отечественный и зарубежный опыт».
- Информация на сайте http://fdomgppu.ru/node/106906
- Ведущая: Мельник Ю.В., руководитель отдела экспертно-аналитического сопровождения ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования, к.п.н., МГППУ, г. Москва
- Презентация https://yadi.sk/i/kStM_21DyLt2u
- Видеозапись https://www.youtube.com/watch?v=Gfp7yi-8GhE
09 ноября состоялся вебинар на тему «Инновационные (компьютерные) технологии в учебно-методическом сопровождении студентов с инвалидностью с учетом нозологии»
- Информация на сайте http://fdomgppu.ru/node/106905
- Ведущая: Рощина Марина Анатольевна - кандидат социологических наук, руководитель тифлоинформационного центра Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
- Видеозапись вебинара https://www.youtube.com/watch?v=YueW5umOwOU
- Видео из вебинара Рощиной М.А. https://yadi.sk/d/j_LlXp_ayJkWg
- Презентация Рощиной М.А. https://yadi.sk/i/YZLrjN5lyJkkL
07 ноября прошел вводный вебинар на тему: «Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: цели, задачи, основные направления деятельности» (Ведущие: Панюкова С.В. - доктор педагогических наук, директор ресурсного центра учебно-методического сопровождения региональных ресурсных центров (МГППУ); Айсмонтас Б.Б. - кандидат педагогических наук, профессор, декан факультета дистанционного обучения МГППУ)
- Видеозапись вебинара (см. с 21 минуты) https://www.youtube.com/watch?v=Yf73VCe-jVo
- Презентация https://yadi.sk/i/mqqtBkRTyFUXi
Оргкомитет