Приглашаем к сотрудничеству в рамках проекта "Разработка и апробация модели учебно-методического центра ...."
Уважаемые коллеги!
Приглашаем к сотрудничеству в рамках проекта «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями»
И так прошел еще один год и мы уже в Новом году. Наверное не ошибусь, сказав, что прошедший год для каждого из нас принес новые достижения.
Для нашего факультета прошлый год был тоже успешным. Хотим Вас сообщить, что наш университет (Московский городской психолого-педагогический университет - МГППУ) выиграл федеральный конкурс, организованный Министерством образования и науки России, на разработку и апробацию модели учебно-методического центра, обеспечивающего высшее профессиональное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с различными нозологиям.
http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok44/view/documents.html?regNumbe...
В рамках Госзадания уже в 2014 году была разработана модель такого центра.
Целью Центра является обеспечение доступности и повышения качества высшего образования студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий, в том числе и на основе использования электронного образования и современных дистанционных образовательных технологий.
Достижение поставленной цели может быть обеспечено путем решения следующих задач:
- Формирование системы дистанционного обучения студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья по программам высшего профессионального образования и внедрение технологий дистанционного обучения (ДО) в учебный процесс для повышения качества образования и расширения спектра предоставляемых образовательных услуг.
- Создание межрегиональной информационно-образовательной сети учреждений высшего профессионального образования студентов инвалидов различным нозологий.
- Разработка нормативно-правовой основы построения сетевого взаимодействия вузов для реализации образовательной программы обучения студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья.
- Создание специального портала, способного обеспечить работу в формате межвузовских и межрегиональных коммуникаций с перспективой создания единой системы дистанционного обучения, как консорциума разнопрофильных ВУЗов равнодоступных для студентов с ОВЗ, независимо от места проживания.
- Создание библиотеки научных и методических материалов по вопросам применения средств электронных, информационных и коммуникационных образовательных технологий в образовании студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья.
- Разработка разноуровневых программ курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала по обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья (определение целевой аудитории; сбор и обобщение материалов для курсов; разработка учебно-методических и контрольных материалов)
- Организация системы профессиональной подготовки и повышения квалификации лиц с ограниченными возможностями здоровья, профессорско-преподавательского состава, работающего с молодежью с ограниченными возможностями здоровья и других заинтересованных сторон в сфере дистанционных образовательных технологий.
- Взаимодействие и обмен опытом в сфере дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с другими образовательными учреждениями России и зарубежья.
- Разработка технологий, методик и программно-методического обеспечения социализации студентов инвалидов средствами включения в дополнительную внеучебную деятельность в сфере творчества, туризма, науки, физкультуры и спорта.
- Проведение исследований и разработка инструментария для проведения социально-психологических исследований с целью выявления специфики образовательного процесса и образовательных отношений при обучении студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья.
А в целом в этом году предусмотрены следящие направления работы по апробации модели УМЦ:
- Организация и проведение презентаций и обсуждений разработанной модели в ходе практических семинаров с участием представителей Всероссийского общества инвалидов.
- Разработка портала, обеспечивающего информационно-технологическую базу и поддержку дистанционного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Разработка и апробация образовательной программы повышения квалификации педагогических работников вузов по инклюзивному обучению.
- Апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
- Разработка методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по созданию учебно-методических центров, обеспечивающих получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями.
В рамках Госконтракта в этом году мы будем учить в экспериментальном порядке не менее 75-ти студентов по нескольким программам высшего образования из 15 субъектов России.
В связи с этим мы:
создаем Консорциум вузов-партнеров, обучающих студентов с инвалидностью для организации сетевого взаимодействия в целях обеспечения доступности высшего профессионального образования по различным образовательным программам. В настоящее время к нам подключаются такие университеты как
- Владимирский государственный университет. В центре профессионального образования инвалидов здесь учится более 135 студентов;
- Южно-Уральский федеральный университет (г. Челябинск). В Институте открытого и дистанционного обучения данного вуза учится 13 студентов с инвалидностью;
- Челябинский государственный университет. На базе данного вуза создан очень известный Региональный центр обучения студентов с ОВЗ.
- Северный (Арктический) федеральный университет (г. Архангельск). В институте психологии и педагогики здесь тоже учится большая группа студентов.
- Саратовский государственный университет.
В декабре мы проделали большую работу по формированию группы студентов вузов-партнеров для сетевого обучения. С февраля этого года мы должны учить не менее 75 студентов по нескольким образовательным программам (отдельным модулям) из 15 субъектов. На факультете дистанционного обучения учится сейчас 90 студентов с ОВЗ по направлению "Психология". После выпуска в феврале останется 75 студентов. На факультете учатся студенты из 11 субъектов (самая большая группа из Москвы и Московской области). В настоящее время становится очевидным, что наиболее приемлемым вариантом, в силу достаточно короткого периода подготовки, будет подключение студентов к дисциплинам первого блока (педагогика, философия, КСЕ, психология, история, логика, культурология...). Наибольшее количество студентов к данным дисциплинам можно подключить с 1 курса (2 семестр). Студентов по направлению "Психология" мы готовы подключить к любым дисциплинам 2, 4, 6 и 8 семестров по нашему учебному плану. Руководитель Института открытого и дистанционного обучения Южно-Уральского гос. университета Демин Александр Алексеевич предложил включить направления по юриспруденции, менеджменту и экономике. Если кого интересуют данные направления, просьба оперативно мне об этом написать. В январе после праздников нам надо будет окончательно сформировать список студентов по модулям, чтобы согласовать с Министерством образования и науки РФ.
Для сетевого взаимодействия мы уже создаем портал, на котором будет размещено много различных материалов, предназначенных для абитуриентов из лиц с инвалидностью и ОВЗ, желающих получить высшее образование, в рамках портала будет новая электронная образовательная среда, через которую будет проводится совместный учебный процесс.
Совместно с нашими партнерами мы будем повышать качество дистанционного обучения. Мы вместе активно будем развивать и внедрять в учебный процесс новые интернет-технологии, разрабатывать рекомендации по обучению студентов с различными нозологиями.
Чтобы не терять время, в декабре мы начали организовывать встречи наших студентов. Из нескольких вузов (Владимирский ГУ, Южно-Уральский ГУ, Северный (Арктический) федеральный университет (г. Архангельск), Саратовский ГУ) по несколько студентов уже регулярно подключаются и участвуют в наших встречах. Последняя встреча состоялась 30 декабря, где студенты имели хорошую возможность знакомиться, общаться. Студенты из разных вузов представляли свое хобби: читали свои стихи, показывали фото и т.п. Встреча длилась 3 часа. Я считаю, что такие встречи очень нужны. Честно говоря, мы давно мечтали о таких встречах. http://www.youtube.com/playlist?list=PLOCb-QEvwyUie5-Ur3aPV8Ae3vmKBe-0d
Со студентами вузов Консорциума уже в ближайшее время запланированы различные встречи с нашими студентами в рамках Клуба общения, интернет-семинаров по различным аспектам учебы.
Кроме того, мы хотим предложить ряд важных и интересных направлений работы со студентами.
1. Мы 2 года подряд для своих студентов с ОВЗ организуем Клуб английского языка для развития разговорного английского (на бесплатной основе). Эти занятия ведет бывший мой аспирант из Бангладеша Уддин Мд Актхер (https://sites.google.com/site/akthermoscow/home). 8 апреля уже прошлого года он успешно защитил диссертацию на тему "Сравнительный анализ личностных и мотивационных особенностей студентов очного и дистанционного обучения (на примере психологов)" ( https://docs.google.com/document/d/1F9aJy1ID4_F8vl03laLp8MJ935_Eqy-FR9FW...) и в настоящее время еще учиться в Малайзии в магистратуре. Он является 5 лет преподавателем Американского центра в Москве. Мы хотим предложить в нашей системе эти занятия для студентов нашего содружества. Кроме того, 2 года подряд мы предлагали на бесплатной основе такой курс и для наших преподавателей. Мы готовы обновить эти занятия и включить всех желающих преподавателей вузов-партнеров. Благодаря этим занятиям преподаватели быстрее знакомятся с основами дистанционного обучения, а также возможностями нашей оболочки интернет-семинаров. http://www.youtube.com/playlist?list=PLOCb-QEvwyUi4h270rLEH6GwWv7yHZi9R
2. Мы большое внимание уделяем пропедевтическим дисциплинам. Наши студенты изучают такие дисциплины как "Введение в дистанционное обучение", "Технологии и методики самоорганизации", "Работа с учебным текстом". Наши коллеги из Челябинского ГУ тоже разработали ряд адаптационных курсов и по предварительной договоренности готовы предложить нашим студентам. Мне представляется, что такое направление как учить учиться является принципиально важным и перспективным. В настоящее время мы составляем программу по данному направлению. 11 января в 19:00 мы уже запланировали интернет семинар по запоминанию учебной информации (http://fdomgppu.ru/node/33374). Мне кажется, что в данных занятиях могут участвовать все студенты вне зависимости от степени их включения в наше совместное обучение. http://www.youtube.com/playlist?list=PLOCb-QEvwyUjNgq4esd6tXS7IOQHRpVYg
3. В прошлом учебном году мы по воскресеньям организовывали цикл интернет-семинаров по направлению "Психическое здоровье". С февраля мы хотим обновить тоже данное направление. В рамках данного направления мы рассматривали такие вопросы как: конфликты в нашей жизни, как стать несчастным без посторонней помощи, эмоциональное выгорание, интернет-зависимость, страхи и депрессия в нашей жизни, жизнестойкость людей с ОВЗ .... С некоторыми видеозаписями таких интернет-семинаров можно познакомиться здесь http://www.youtube.com/playlist?list=PLOCb-QEvwyUiYlFl8-BkcBEU2rQHGNxPt
4. Мы большое внимание уделяем исследовательской работе студентов. В связи с этим мы проводим много различных интернет-консультаций. С частью из них можно познакомиться здесь: http://www.youtube.com/playlist?list=PLOCb-QEvwyUg8DOaZ5i70rIyDXdur2gzU
С февраля мы будем проводить консультации по таким темам как поиск информации, работа с научной информацией и ее представление в курсовых работах и ВКР; планирование эмпирической части исследования; математическая обработка данных; анализ и интерпретация полученных результатов и др. Мы будем рады вместе организовать данные интернет-консультации.
В связи с этим мы предлагаем в апреле провести совместную он-лайн научно-практическую конференцию студентов вузов-партнеров.
16 января с 10:00 защищают ВКР наши студенты с ОВЗ (по психологии). 19 и 21 января - коммерческие студенты. Обычно мы делаем трансляцию защит, чтобы наши студенты младших курсов могли знакомиться с выпускными работами. Мы приглашаем Ваших студентов. Об этом мы напишем дополнительно. http://www.youtube.com/playlist?list=PLOCb-QEvwyUiY8HxiTpoZkPOY75LHxzoj
Перед официальной защитой выпускных работ мы всегда организуем студенческую интернет-конференцию. Мы запланировали такую конференцию 14 и 18 января в 19:00. Мы будем рады пригласить и Ваших студентов. http://fdomgppu.ru/node/33376
5. На факультете мы уделяем большое внимание социализации социокультурной реабилитации студентов с ОВЗ. С их аннотациями можно познакомиться на сайте http://fdomgppu.ru/. Фото-отчеты здесь https://plus.google.com/u/0/photos/115027656708278342685/albums
В рамках этой программы мы уже три года, как наши студенты посещают в месяц один раз Третьяковскую галерею. С февраля мы начинам трансляции этих экскурсий. Кроме того, планируется дополнительная программа по психологии восприятия искусства в рамках психологических практикумов и занятий по психологии личности. В связи с этим планируются встречи с художниками, скульпторами. Я надеюсь, что данные мероприятия могут быть полезными для всех наших студентов.
апрель 2014 https://plus.google.com/u/0/photos/115027656708278342685/albums/60118606...
23.11.2013 https://plus.google.com/u/0/photos/115027656708278342685/albums/59496873...
08.04.2013 https://plus.google.com/u/0/photos/115027656708278342685/albums/58647051...
05.04.2013 https://plus.google.com/u/0/photos/115027656708278342685/albums/58637804...
6. Уже 4-ый год, как мы развиваем программу "Абитуриент". Оказалось, что это тоже очень важное направление работы в плане предварительной подготовки будущих своих студентов. Мы предлагаем вместе развивать данную программу. http://www.youtube.com/playlist?list=PLOCb-QEvwyUjtH8mviT093BwiQI_79AXO
7. 26-28 февраля по предварительной информации Министерство образования и науки РФ планирует на базе нашего университета в рамках Госконтракта проводить Всероссийский семинар "Инклюзивное образование в дистанционном обучении". Об этом более точная информация будет в середине января.
Из этого перечня наших планов видно, что совместно мы можем организовать много интересных и полезных мероприятий как для наших студентов, так и абитуриентов. Для своих студентов мы в любом случае эти мероприятия будем организовывать. Мы будем рады и благодарны, если мы вместе будем развивать эти направления, а также Вы предложите свои семинары, курсы и др. Еще раз повторюсь: в этих мероприятиях могут быть включены все студенты с инвалидностью и ОВЗ вне зависимости от их включения в совместное сетевое обучение.
Какая польза от такого сотрудничества:
- Приобретаем первый опыт сетевого взаимодействия через обучение студентов с ОВЗ. Такого опыта пока нет.
- Мы вместе приобретаем и развиваем свой опыт по обучению студентов с ОВЗ.
- Развиваем или приобретаем опыт дистанционного обучения, осваиваем новые методики и технологии дистанционного обучения. Кстати, на основе приобретенного опыта вузы могут развивать дистанционное обучение в целом в своем вузе.
- У студентов появляются новые возможности для профессионального образования, развития, общения.
- Приобретаем новых абитуриентов, развиваем методики и технологии работы с абитуриентами (спасение - дело рук самих утопающих...).
- Сможем повысить квалификацию своих преподавателей и сотрудников в области обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ с учетом их нозологий и многое другое.
Примечание: доступность среды для образования студентов с ОВЗ сегодня включена в аккредитационные показатели.
Как Вы видите, даже из небольшого перечня задач, стоящих перед всеми нами в этом году, нас ждет весь год интересная и содержательная жизнь. Решение этих задач зависит от всех нас.
В связи с этим разрешите искренне поблагодарить за участие в достижении успехов уже в прошлом году, пожелать каждому из Вас новых достижений и надеяться на плодотворное наше сотрудничество.
Надеемся на Ваше понимание и поддержку и в наступившем Новом году.
Мы будем рады, если Вы подключитесь к реализации нашего проекта. Свои предложения и пожелания Вы можете выразить здесь https://docs.google.com/forms/d/1woiZDFXxnVNISauynIaVTU2OS5k82HtEoxbBJCw...
В опроснике более детально раскрыты основные направления работы и другие аспекты нашего возможного сотрудничества. Будем рады любой форме возможного сотрудничества.
Наш девиз: "Дружите с нами - скучно не будет!"
Успехов Вам в Новом году.
С уважением,
Деканат ФДО МГППУ