Основные направления работы по проекту «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями».

Основные направления работы по проекту «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями».

 

 

Уважаемые коллеги!

 

Министерством образования и науки РФ в 2014 году был объявлен конкурс  по проекту «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями».

Разработка и создание учебно-методического центра как информационно-технологической базы инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется во исполнение части 2 поручения Президента Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № Пр-1435.

            Цели и задачи реализации проекта:

а) цель:

Развитие возможностей образовательных кластеров, созданных на базе вузов, по обучению и социокультурной реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, содействию в  трудоустройстве выпускников-инвалидов.

 

б) задачи проекта:

1. Разработка модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

2. Апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

3. Профессиональное обсуждение разработанной модели в ходе практических семинаров с участием представителей Всероссийского общества инвалидов.

4. Совершенствование компетенций педагогических работников вузов, участвующих в реализации образовательных программ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

4. Разработка портала, обеспечивающего информационно-технологическую базу и поддержку дистанционного обучения инвалидов.

5. Разработка методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по созданию учебно-методических центров, обеспечивающих получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями

 

Победителем конкурса в 2014 году стал Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ).

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству http://fdomgppu.ru/node/33381

 

Основные направления работы по проекту и их описание:

 

1. Разработка модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья и рекомендаций по ее внедрению.

 

При разработке модели учебно-методического центра (УМЦ) должны быть исследованы отечественные и зарубежные практики организации дистанционного образования (всего не менее 10 стран по согласованию с Заказчиком) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
            При описании модели должна быть дана характеристика требований к организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
            При разработке модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ, должны быть:
            - определены цели, задачи, принципы центра;
            - детализированное описание функций центра;
            - описание общего порядка функционирования центра;
            - разработаны модели бизнес-процессов;
            - разработана организационно-функциональная структура центра;
            - определена модель взаимодействия с участниками (потребителями) услуг и иными структурами, задействованными в системе организации обучения (органы государственной власти федерального и регионального уровней, предприятия, образовательные организации, общественные организации);
            - описание ресурсных затрат (финансовых, материально-технических, кадровых), необходимых для создания и функционирования центра.
            Модель учебно-методического центра должна быть описана и представлена в графическом виде. Графическое изображение модели должно быть построено с использованием современных инструментальных средств, обеспечивающих целостность, корректность и непротиворечивость информации.
            Должна быть разработана методология внедрения в субъектах Российской Федерации модели УМЦ
            Рекомендации по внедрению модели УМЦ должны содержать алгоритм (поэтапный) внедрения модели на федеральном, региональном уровнях, а также описание конкретных действий по каждому этапу внедрения модели, применяемых при этом форм, методов, механизмов, инструментов и т.п.
           

 

2. Организация и проведение презентаций и обсуждений разработанной модели в ходе практических семинаров с участием представителей Всероссийского общества инвалидов

 

Должны быть организованы и проведены презентации и обсуждения (в форме практических семинаров) разработанной модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ, включая:
            - проведение не менее 5-ти практических семинаров с приглашением, в том числе не менее 5 специалистов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере высшего образования;
            - организацию не менее 5-ти презентаций разработанной модели в ходе проведения практических семинаров.
            Продолжительность семинаров - не менее 3х дней каждый. Количество участников семинаров - не менее 100 человек (из не менее 15 субъектов Российской Федерации) в каждом семинаре (представители органов управления образованием, профессиональных образовательных организаций, Всероссийского общества инвалидов).
            В ходе каждого из семинаров должна быть представлена оригинальная презентация разработанной модели, не повторяющая презентации, представленные на других семинарах.
            По итогам презентаций и обсуждений модель должна быть доработана в соответствии с предложениями и выводами, сделанными по результатам проведенных семинаров.

           

3. Разработка портала, обеспечивающего информационно-технологическую базу и поддержку дистанционного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Разработанный портал должен быть создан с учетом возможности организации и сопровождения обучения на основе следующих образовательных технологий:
            - электронное обучение, т.е. организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
            - дистанционное обучение (с использованием тренинговых баз, технологических систем), основанное на использовании дистанционных образовательных технологий, реализуемых с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
            Разработанный портал должен быть ориентирован на различные группы пользователей с учетом требований по его использованию инвалидами и лицами с ОВЗ и содержать следующие функциональные возможности (разделы):
            - порядок регистрации на портале;
            - поиск, навигация по порталу;
            - новости и документы на портале;
            - персонифицированная информация, в том числе личный кабинет, список задач;
            - коммуникация и обратная связь с пользователями, в том числе опросы и голосования, процедуры опроса, рейтинги, форумы, чаты, блоги;
            - тестирование и дистанционное обучение, в том числе информация и непосредственно программы дистанционного обучения, электронные образовательные ресурсы, информация о курсах, тестах, способы активации теста/курса, работа с проектами тестов/курсов/программ для преподавателей;
            - учебный центр, в том числе проведение вебинаров, видеолекций и др. с учетом особенностей их восприятия отдельными группами инвалидов и лиц с ОВЗ;
            - проведение оценочных процедур, в том числе процедуры оценки и планирование учебного процесса обучаемого;
            - формирование и получение отчетов, в том числе по оценочным процедурам, по результатам обучения, по контингенту и др. Должны быть разработаны отчетные формы;
            - работа с контентом;
            - работа с электронной библиотекой, в том числе навигация по библиотеке и просмотр материалов, поиск по электронной библиотеке и др. возможности.
            Возможно использование действующего портала образовательной организации высшего образования, на котором должен быть создан отдельный раздел в интересах реализации проекта.
 

 

 

4. Разработка и апробация образовательной программы повышения квалификации педагогических работников вузов по инклюзивному обучению

Должна быть разработана образовательная программа повышения квалификации педагогов вузов по инклюзивному образованию с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (объем программы - не менее 72 академических часов).
            Программа повышения квалификации педагогов вузов по инклюзивному образованию должна содержать:
            - информацию об «особых» образовательных потребностях и способах включения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду;
            - особенности построения индивидуального учебного плана для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
            - принципы организации учебного процесса на основе дистанционной технологии обучения;
            - технологии обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
            - механизмы профессионального взаимодействия педагогов в процессе обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе дистанционной технологии;
            - методы и приемы формирования индивидуальных заданий для самостоятельной работы и контроля освоения профессиональных компетенций по программам высшего образования с учетом особенностей обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

            Разработанная программа должна включать следующие положения:
            1. область применения программы повышения квалификации:
                        1.1. требования к категориям слушателей;
                        1.2. сфера применения слушателями приобретенных в результате обучения по программе повышения квалификации профессиональных компетенций;
            2. характеристику подготовки по программе:
                        2.1. нормативный срок обучения;
                        2.2. режим обучения по программе;
                        2.3. формы обучения по программе;
            3. требования к результатам освоения программы:
            3.1. требования к профессиональным компетенциям, умениям и знаниям участников программы повышения квалификации;
            4. требования к структуре программы:
                        4.1. учебный план программы с учетом профильности модулей (теоретические и практические модули);
            5. требования к минимуму содержания программы:
                        5.1. учебно-тематический план;
                        5.2. учебные программы по модулям;
            6. требования к результатам освоения программы.
           

К разработанной образовательной программе должен быть подготовлен учебно-методический комплекс, содержащий учебные материалы для слушателей, фонды оценочных средств для самоконтрлоля знаний, текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
            Разработанная программа должна пройти апробацию в формате заочного обучения пилотной группы педагогических работников вузов (не менее 20 человек). По окончании апробации программы повышения квалификации, обучающиеся должны пройти итоговую аттестацию. Лицам, успешно прошедшие итоговую аттестацию должны быть выданы документы о проведенном обучении (повышении квалификации).
           

 

5. Апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В процессе выполнения работ должен быть осуществлен отбор субъектов Российской Федерации для апробации модели учебно-методического центра (п. I.1.1), обеспечивающего получение высшего образование инвалидами и лицами с ОВЗ, включая:
            - разработка методики и показателей отбора субъектов Российской Федерации (должно быть определено не менее 3 направлений оценки и не менее 6 показателей);
            - отбор субъектов (не менее 15 субъектов) и согласование с Заказчиком субъектов Российской Федерации, участвующих в апробации.
           
            Апробация должна проводится в течение не менее 6 месяцев 2015 года и предполагает формирование учебно-методического центра в соответствии с разработанной моделью учебно-методического центра и нормативным, организационно-техническим и методическим обеспечением центра.

Апробация проводится в виде обучения (с применением дистанционных образовательных технологий) инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (всего не менее 75 человек), проживающих в отобранных 15 субъектах Российской Федерации. Обучение должно проводиться по отдельным модулям (элементам) образовательных программ высшего образования, выбор которых ранее был согласован с Заказчиком.
            Обучение должно проводиться с использованием разработанного портала.
Списки обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья формируются из числа кандидатур, предложенных Всероссийским обществом инвалидов, а также его региональными отделениями, расположенными в отобранных 15 субъектах Российской Федерации.
            В ходе проведения апробации модели оцениваются обоснованность разработанной модели, полнота описанных бизнес-процессов, форм, методов, механизмов, инструментов ее внедрения.
 

 

6. Разработка методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по созданию учебно-методических центров, обеспечивающих получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями

Должны быть разработаны методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по созданию учебно-методических центров, обеспечивающих получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями, включая:
            - описание типовых действий по созданию и развитию учебно-методических центров (алгоритм), обеспечивающих получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями;
            - характеристику нормативного, организационно-технического и методического обеспечения деятельности центра, включая:
            - предложения к проектам нормативных актов федерального, регионального уровня и уровня образовательных организаций, необходимых для функционирования центра;
            - положение о центре;
            - положения о структурных подразделениях центра;
            - регламенты по каждой из функций центра;
            - требования к материально-техническому обеспечению центра;
            - квалификационные требования к персоналу центра;
            - иные документы, перечень которых будет сформирован в процессе разработки модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ с различными нозологиями (п. I.1.1.).

 

Приглашаем к сотрудничеству.

Деканат ФДО МГППУ