28.05.2014 состоялся ИС "Подготовка учителей и преподавателей для ДО и ЭО"
28.05.2014 состоялся интернет-семинар на тему
"Подготовка учителей и преподавателей к работе в системе электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в образовательной организации"
Обсуждались следующие вопросы:
1. Основные направления подготовки преподавателей для работы в системе ЭО на основе ДОТ.
2. Психолого-педагогические аспекты подготовки преподавателей для работы в системе дистанционного обучения.
3. Трудности и проблемы подготовки преподавателей.
Видеозапись http://www.youtube.com/watch?v=kb_QxJf-clw&feature=youtu.be
Ведущая:
Никуличева Наталия Викторовна - зав.кафедрой дистанционного обучения Федерального института развития образования (ФИРО), автор дистанционных курсов повышения квалификации и переподготовки (ФИРО, ИИТО ЮНЕСКО, МГППУ) по тематике организации системы электронного обучения (ЭО) с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), подготовке преподавателя к работе в условиях ДОТ, разработке УМК для ЭО, ДОТ, внедрению ИКТ в образовательный процесс; руководитель федеральных экспериментальных площадок при ФИРО по внедрению дистанционного обучения в образовательные учреждения. nikulicheva@mail.ru http://никуличева.рф/
Материалы подготовлены на основе презентации Никуличевой Н.В.
_________________________________________
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ, ДИСТАНЦИОННЫХОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРИКАЗ от 9 января 2014 г. N 2 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161601/
Что нового устанавливает Порядок:
- Допускается реализация образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- В организации должна функционировать электронная информационно-образовательная среда, включающая:
• электронные информационные ресурсы;
• электронные образовательные ресурсы;
• совокупность информационных технологий;
• телекоммуникационных технологий;
• соответствующих технологических средств.
- Допускается отсутствие аудиторных занятий.
Компетенции преподавателя ДО (в дополнение к преподавателю ОО)
• компетенции в области педагогики: педагогические технологии дистанционного обучения (методики и соответствующие им технологии);
• компетенции в области психологии: знание психологических особенностей общения в виртуальной среде, особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения, принципов дистанционного обучения детей, подростков, взрослых и т.д.;
• компетенции в области информационных технологий: свободное владение средствами общения в сети Интернет, стремление к изучению новых средств, сервисов сети, овладение постоянно совершенствующимся сетевым инструментарием.
Как строить дистанционный курс? Тема курса «Разработка дистанционного курса»
Что должен уметь слушатель?
Компетенции слушателя
Задания по компетенциям
Теория для выполнения заданий
Знать
Проектирование ДК
Составить структуру ДК
Теория создания ДК
Понимать
Понимание пед., техн., организ. аспектов ДО
Составить учебно-тематич. план ДК
Пед.технологии ДО, контроль в ДО.
Применять
Ведение дистанц. занятий, вирт. дискус.
Провести вебинар, дист. урок, он-лайн консультацию
Управл. коммуник. деят. ученика. Сетевой этикет.
Анализировать
Подготовка теоретического материала ДК
Разработка лекции ДК (текст, видео, наглядность, контроль)
Отбор материала для ДК, психологич. особенности ДО.
Синтезировать
Решение проблем при проведении ДК
Проведение дист. лекции, рефлексии
Рефлексия в ДО, ИКТ-средства.
Оценивать
Оценка ДК по параметрам
Провести экспертизу ДК, написать рецензию
Алгоритм экспертизы ДК
Пакет нормативов для внедрения ДО
- Стратегия внедрения дистанционного обучения (ДО) в образовательную организацию.
- Положение о ДО.
- Рабочая программа и календарно-тематический план дистанционного курса.
- Методика проектирования курса ДО. План дистанционного занятия.
- Входное и выходное анкетирование для обучающихся дистанционного курса.
- Система моральной и материальной мотивации сотрудников, задействованных в ДО. Экономический механизм оплаты сотрудникам ДО.
- Квалификационная характеристика преподавателя ДО (должностные инструкции).
- Справки по объёмам работ сотрудников, задействованных в ДО.
- Формы договоров с автором и преподавателем дистанционного курса.
- Схемы документооборота для записи на дистанционные курсы и решения организационных вопросов.
- Разработка системы рекламы дистанционных курсов.
- Расписание / план-график дистанционного учебного процесса.
- Отраслевой профессиональный стандарт преподавателя ДО.
- Система оценки качества ДО.
Качество ДО
Дистанционный
курс
Работа дистанционного преподавателя
Результаты обучения студента
Содержание курса
Область знания
Сформированные компетенции
Технические характеристики
Методика преподавания
Эргономические требования
Проведение дистанционного курса
Организация курса
Научно-методическая деятельность
Психолого-педагогические аспекты подготовки преподавателей для работы в системе дистанционного обучения
• обучение слушателей преодолению информационных барьеров;
• обучение сетевому этикету;
• повышение мотивации обучаемых;
• создание благоприятного психологического климата и комфортных условий обучения;
• осуществление непрерывного мониторинга учебного процесса.
Трудности и проблемы подготовки преподавателей
- Проблема одиночества.
- Проблема непослушания.
- Боязнь всего нового.
- Проблема разного понимания.
- Отсутствие мотивации.
- Проблема реакции.
Спорные ситуации
• стоит ли публиковать для всех журнал успеваемости и результаты мониторингов группы дистанционного курса?
• нужно ли публично (на общем вебинаре) разбирать задания слушателей дистанционного курса – говорить о достоинствах и недостатках работ?
• можно ли продлять сроки сдачи заданий отдельным неуспевающим слушателям?
Готовность преподавателя ДО
- Высокая степень самоорганизации.
- Позитивный настрой при общении с обучаемыми.
- Большие объемы письменной работы.
- «Несгибаемость» в соблюдении правил и инструкций.
- Конструктивность при восприятии критики от обучаемых.
- Решение технических проблем.
Аксиомы ДО
• Ключ к успеху – быстрота решения проблем организации ДО и одновременное движение в разных направлениях.
• Крушение планов перемен и крах ДО чаще всего объясняются не сопротивлением коллектива, а слабостью руководства и менеджмента.
• ДО нужно только в ситуации востребованности (если есть ученики-инвалиды, артисты, спортсмены, кочевники, из малокомплектных школ, заключенные и т.д.), а не впрок.
• Важен «свежий взгляд» на процесс и результаты ДО - эксперты, консультанты со стороны.
Примечания:
- Видеозаписи интернет-семинаров и конференций факультета http://www.youtube.com/user/fdomgppuru
- Видеозаписи по нашему направлению (ДО) проведенных интернет-семинаров, лекций, круглых столов, мастер-классов http://www.youtube.com/playlist?list=PLOCb-QEvwyUj12yde9b1sLBIlc4o1od7I
- Общая информация об участии в интернет-встречах для партнеров, друзей, коллег http://fdomgppu.ru/node/21126
- Фото-отчеты о мероприятиях факультета https://plus.google.com/u/0/photos/115027656708278342685/albums
Деканат ФДО МГППУ
29.05.2014