Цель, задачи и функции создаваемого Центра по высшему образованию студентов инвалидов и с ОВЗ
Уважаемые коллеги!
Министерством образования и науки РФ в 2014 году был объявлен конкурс по проекту «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями».
Разработка и создание учебно-методического центра как информационно-технологической базы инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется во исполнение части 2 поручения Президента Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № Пр-1435.
Победителем конкурса в 2014 году стал Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ).
В 2014 году разработана модель такого центра. Сегодня публикуем цели, заадчи и функции разработанной модели центра.
Приглашаем к сотрудничеству http://fdomgppu.ru/node/33381
Об основных направлениях работы по Госзаданию Вы можете узнать здесь
ФДО МГППУ
________________________________
ЦЕЛЬЮ Центра является обеспечение доступности и повышения качества высшего образования студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий, в том числе и на основе использования электронного образования и современных дистанционных образовательных технологий.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих ЗАДАЧ:
- Формирование системы дистанционного обучения студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья по программам высшего профессионального образования и внедрение технологий дистанционного обучения (ДО) в учебный процесс для повышения качества образования и расширения спектра предоставляемых образовательных услуг.
- Создание межрегиональной информационно-образовательной сети учреждений высшего профессионального образования студентов инвалидов различным нозологий.
- Разработка нормативно-правовой основы построения сетевого взаимодействия вузов для реализации образовательной программы обучения студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья.
- Создание специального портала, способного обеспечить работу в формате межвузовских и межрегиональных коммуникаций с перспективой создания единой системы дистанционного обучения, как консорциума разнопрофильных ВУЗов равнодоступных для студентов с ОВЗ, независимо от места проживания.
- Создание библиотеки научных и методических материалов по вопросам применения средств электронных, информационных и коммуникационных образовательных технологий в образовании студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья.
- Разработка разноуровневых программ курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала по обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья (определение целевой аудитории; сбор и обобщение материалов для курсов; разработка учебно-методических и контрольных материалов)
- Организация системы профессиональной подготовки и повышения квалификации лиц с ограниченными возможностями здоровья, профессорско-преподавательского состава, работающего с молодежью с ограниченными возможностями здоровья и других заинтересованных сторон в сфере дистанционных образовательных технологий.
- Взаимодействие и обмен опытом в сфере дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с другими образовательными учреждениями России и зарубежья.
- Разработка технологий, методик и программно-методического обеспечения социализации студентов инвалидов средствами включения в дополнительную внеучебную деятельность в сфере творчества, туризма, науки, физкультуры и спорта.
- Проведение исследований и разработка инструментария для проведения социально-психологических исследований с целью выявления специфики образовательного процесса и образовательных отношений при обучении студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья.
Функции учебно-методического центра, обеспечивающего высшее профессиональное образование студентов инвалидов и с ОВЗ с различными нозологиями:
1. Организационно-содержательное обеспечение мероприятий, проводимых совместно с руководящим региональным Департаментом образования или профильным федеральным министерством:
- разработка методики и порядка применения дистанционных технологий для студентов инвалидов различных нозологий здоровья в учебном процессе на всех этапах обучения:
- определение дистанционных образовательных технологий, наиболее приемлемых при обучении студентов инвалидов различных нозологий;
- адаптация дистанционных образовательных технологий для обучения студентов инвалидов различных нозологий (особенно остро это касается незрячих и слабовидящих студентов);
- разработка методических рекомендаций по дистанционному обучению студентов инвалидов различных нозологий.
2. Подготовка и поддержка баз данных нормативно-правовых документов, необходимых для организации учебного процесса с применением дистанционной технологии обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- анализ нормативно-правовой базы обучения студентов инвалидов и с ОВЗ;
- разработка предложений в изменения нормативных документов вузов в целях учета особенностей обучения студентов инвалидов и с ОВЗ;
- подготовка предложений по внесению изменений в существующую законодательную базу обучения студентов инвалидов.
3. Обучение студентов инвалидов различных нозологий по утвержденным профессиям и специальностям;
- выбор образовательных программ для обучения студентов инвалидов в рамках сетевого взаимодействия;
- организация обучения студентов инвалидов по выбранным программам;
- разработка и организации обучения инвалидов при сетевом взаимодействии.
4. Методическая поддержка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и по его окончании;
- разработка методических рекомендаций для студентов инвалидов по различным аспектам дистанционного обучения с учетом их нозологий;
- разработка методических рекомендаций по усвоению различных учебных дисциплин.
5. Оказание консультативно-методической и технической помощи при создании компьютерных средств обучения, учебных пособий, учебно-методических комплексов, применяемых в дистанционном обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- консультирование по выбору адаптивных средств обучения, учитывая нозологии обучаемых;
- консультирование по работе на различных средствах обучения с учетом нозологий студентов.
6. Объединение усилий ведущих ВУЗов РФ в сфере образования инвалидов на принципах взаимодополнения специальных образовательных ресурсов, адаптационных технологий для различных нозологий, методик обучения с применением электронных, информационных и коммуникационных образовательных on-line технологий по востребованным программам среднего и высшего профессионального образования:
- создание системы сетевого взаимодействия вузов по различным образовательным программам:
- разработка методологии сетевого взаимодействия вузов в целях обеспечения доступности образования и повышения качества образования студентов инвалидов;
- разработка методических рекомендаций по сетевому взаимодействию вузов-партнеров.
7. Содействие в интеграции опыта, накопленного объединением ВУЗов, в систему образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вузах Российской Федерации:
- анализ опыта вузов по обучению студентов инвалидов и с ОВЗ;
- описание наилучших практик обучения студентов инвалидов.
8. Разработка модели инклюзивного образования студентов инвалидов различных нозологий.
- разработка различных моделей инклюзивного образования студентов инвалидов;
- изучение специфики инклюзивного образования при применении дистанционных образовательных технологий;
- разработка методических рекомендаций для преподавателей по ведению учебных занятий в инклюзивном варианте.
9. Подготовка и поддержка баз данных информационно-образовательных ресурсов, необходимых для формирования и развития системы дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- определение методологии объединения информационно-образовательных ресурсов при сетевом взаимодействии вузов;
- интеграция информационно-образовательных ресурсов партнеров-вузов в едином портале;
- разработка новых информационно-образовательных ресурсов.
10. Организация и проведение семинаров по обучению тьюторов и преподавателей для работы в системе дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- разработка программ повышения квалификации преподавателей и тьюторов по различным аспектам обучения студентов инвалидов различных нозологий;
- проведение обучающих семинаров для преподавателей и тьюторов;
- организация обмена опытом между преподавателями и тьюторами по работе со студентами инвалидов с различными нозологиями.
11. Тиражирование и распространение учебных и учебно-методических материалов для дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- размножение учебных материалов (особенно это касается видеокурсов лекций);
- распространение учебных и учебно-методических материалов для дистанционного обучения студентов инвалидов и с ОВЗ.
Участие в работе семинаров и конференций по проблемам дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - по программам высшего профессионального образования:
- составление списка и графика различных семинаров и конференций по проблемам обучения студентов и инвалидов и с ОВЗ, в том числе и в формате дистанционного обучения;
- организация и проведение собственных научно-практических семинаров и конференций по проблеме высшего образования инвалидов;
- участие в семинарах и конференциях партнеров;
12. Разработка новых технологий в профессиональном обучении студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья с использованием электронных, информационных и коммуникационных технологий «on-line» обучения, соответствующие международным стандартам:
- изучение международных стандартов применения ИКТ технологий в обучении студентов инвалидов и с ОВЗ;
- адаптация имеющихся ИКТ технологий в обучении студентов инвалидов и с ОВЗ с учетом различных их нозологий;
- разработка новых ИКТ технологий для обучения студентов инвалидов и с ОВЗ с учетом их нозологий.
13. Оказание консультаций по всем вопросам, связанным с деятельностью Центра для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- подготовка информационно-справочных материалов по различным аспектам деятельности Центра;
- консультирование абитуриентов, партнеров, студентов инвалидов по различным аспектам работы Центра.
14. Обеспечение разработки и тиражирования социально-педагогических и социокультурных технологий социализации студентов, обучающихся дистанционно с целью их успешного трудоустройства и интеграции в социум:
- анализ и обобщение опыта разработка программы социокультурной реабилитации студентов инвалидов и с ОВЗ;
- изучение специфики социокультурной реабилитации студентов инвалидов и с ОВЗ при применении дистанционных образовательных технологий;
- разработка методик и технологий социокультурной реабилитации студентов инвалидов и с ОВЗ;
- разработка программы социокультурной реабилитации студентов инвалидов и с ОВЗ;
- распространение опыта эффективных моделей социокультурной реабилитации студентов инвалидов и с ОВЗ.