Цель, задачи и функции создаваемого Центра по высшему образованию студентов инвалидов и с ОВЗ

 

Уважаемые коллеги!

 

Министерством образования и науки РФ в 2014 году был объявлен конкурс  по проекту «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями».

Разработка и создание учебно-методического центра как информационно-технологической базы инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется во исполнение части 2 поручения Президента Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № Пр-1435.

Победителем конкурса в 2014 году стал Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ).

В 2014 году разработана модель такого центра. Сегодня публикуем цели, заадчи и функции разработанной модели центра.

 

Приглашаем к сотрудничеству http://fdomgppu.ru/node/33381

Об основных направлениях работы по Госзаданию Вы можете узнать здесь

http://fdomgppu.ru/node/33389

 

ФДО МГППУ

________________________________

ЦЕЛЬЮ Центра является обеспечение доступности и повышения качества высшего образования студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий, в том числе и на основе использования электронного образования и современных дистанционных образовательных технологий.

Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих ЗАДАЧ:

  1. Формирование системы дистанционного обучения студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья  по программам высшего профессионального образования и внедрение технологий дистанционного обучения (ДО) в учебный процесс для повышения качества образования и расширения спектра предоставляемых образовательных услуг.
  2. Создание межрегиональной информационно-образовательной сети учреждений высшего профессионального образования студентов инвалидов различным нозологий.
  3. Разработка нормативно-правовой основы построения сетевого взаимодействия вузов для реализации образовательной программы обучения студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Создание специального портала, способного обеспечить работу в формате межвузовских  и межрегиональных коммуникаций с перспективой создания единой системы дистанционного обучения, как консорциума разнопрофильных ВУЗов равнодоступных для студентов с ОВЗ, независимо от места проживания.
  5. Создание библиотеки научных и методических материалов по вопросам применения средств электронных, информационных и коммуникационных образовательных технологий в образовании студентов инвалидов и  с ограниченными возможностями здоровья.
  6. Разработка разноуровневых программ курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала по обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья  (определение целевой аудитории; сбор и обобщение материалов для курсов; разработка учебно-методических и контрольных материалов)
  7. Организация системы профессиональной подготовки и повышения квалификации лиц с ограниченными возможностями здоровья, профессорско-преподавательского состава, работающего с молодежью с ограниченными возможностями здоровья и других заинтересованных сторон в сфере дистанционных образовательных технологий.
  8. Взаимодействие и обмен опытом в сфере дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с другими образовательными учреждениями России и зарубежья.
  9. Разработка технологий, методик и программно-методического обеспечения социализации студентов инвалидов средствами включения в дополнительную внеучебную деятельность в сфере творчества, туризма, науки, физкультуры и спорта.
  10. Проведение исследований и разработка инструментария для проведения социально-психологических исследований с целью выявления специфики образовательного процесса и образовательных отношений при обучении студентов инвалидов и  с ограниченными возможностями здоровья.

           

Функции учебно-методического центра, обеспечивающего высшее профессиональное образование студентов инвалидов и с ОВЗ с различными нозологиями:

 

 

      1. Организационно-содержательное обеспечение мероприятий, проводимых совместно с руководящим  региональным Департаментом образования или профильным федеральным министерством:

           - разработка методики и порядка применения дистанционных технологий для студентов инвалидов различных нозологий здоровья в учебном процессе на всех этапах обучения:

           - определение дистанционных образовательных технологий, наиболее приемлемых при обучении студентов инвалидов различных нозологий;

           - адаптация дистанционных образовательных технологий для обучения студентов инвалидов различных нозологий (особенно остро это касается незрячих и слабовидящих студентов);

           - разработка методических рекомендаций по дистанционному обучению студентов инвалидов различных нозологий.

 

2. Подготовка и поддержка баз данных нормативно-правовых документов, необходимых для организации учебного процесса с применением дистанционной технологии обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья:

           - анализ нормативно-правовой базы обучения студентов инвалидов и с ОВЗ;

           - разработка предложений в изменения  нормативных документов вузов в целях учета особенностей обучения студентов инвалидов и с ОВЗ;

           - подготовка предложений по внесению изменений в существующую законодательную базу обучения студентов инвалидов.

 

3. Обучение студентов инвалидов различных нозологий по утвержденным профессиям и специальностям;

           - выбор образовательных программ для обучения студентов инвалидов в рамках сетевого взаимодействия;

           - организация обучения студентов инвалидов по выбранным программам;

           - разработка и организации обучения инвалидов при сетевом взаимодействии. 

 

4. Методическая поддержка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и по его окончании;

           - разработка методических рекомендаций для студентов инвалидов по различным аспектам дистанционного обучения с учетом их нозологий;

           - разработка методических рекомендаций по усвоению различных учебных дисциплин.

 

5. Оказание консультативно-методической и технической помощи при создании компьютерных средств обучения, учебных пособий, учебно-методических комплексов, применяемых в дистанционном обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья:

           - консультирование по выбору адаптивных средств обучения, учитывая нозологии обучаемых;

           - консультирование по работе на различных средствах обучения с учетом нозологий студентов.

 

      6. Объединение усилий ведущих ВУЗов РФ в сфере образования инвалидов на принципах взаимодополнения специальных образовательных ресурсов, адаптационных технологий для различных нозологий, методик обучения с применением электронных, информационных и коммуникационных образовательных on-line технологий по востребованным программам среднего и высшего профессионального образования:

      - создание системы сетевого взаимодействия вузов по различным образовательным программам:

      - разработка методологии сетевого взаимодействия вузов в целях обеспечения доступности образования и повышения качества образования студентов инвалидов;

      - разработка методических рекомендаций по сетевому взаимодействию вузов-партнеров.

     

7. Содействие в интеграции опыта, накопленного объединением ВУЗов, в систему образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вузах Российской Федерации:

      - анализ опыта вузов по обучению студентов инвалидов и с ОВЗ;

      - описание наилучших практик обучения студентов инвалидов.

     

8. Разработка модели инклюзивного образования студентов инвалидов различных нозологий.

      - разработка различных моделей инклюзивного образования студентов инвалидов;

      - изучение специфики инклюзивного образования при применении дистанционных образовательных технологий;

      - разработка методических рекомендаций для преподавателей по ведению учебных занятий в инклюзивном варианте.

 

      9. Подготовка и поддержка баз данных информационно-образовательных ресурсов, необходимых для формирования и развития системы дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

            - определение методологии объединения информационно-образовательных ресурсов при сетевом взаимодействии вузов;

            - интеграция информационно-образовательных ресурсов партнеров-вузов в едином портале;

            - разработка новых информационно-образовательных ресурсов.

     

      10. Организация и проведение семинаров по обучению тьюторов и преподавателей для работы в системе дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья:

            - разработка программ повышения квалификации преподавателей и тьюторов по различным аспектам обучения студентов инвалидов различных нозологий;

            - проведение обучающих семинаров для преподавателей и тьюторов;

            - организация обмена опытом между преподавателями и тьюторами по работе со студентами инвалидов с различными нозологиями.

 

      11. Тиражирование и распространение учебных и учебно-методических материалов для дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

      - размножение учебных материалов (особенно это касается видеокурсов лекций);

      - распространение учебных и учебно-методических материалов для дистанционного обучения студентов инвалидов и с ОВЗ.

Участие в работе семинаров и конференций по проблемам дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - по программам высшего профессионального образования:

      - составление списка и графика различных семинаров и конференций по проблемам обучения студентов и инвалидов и с ОВЗ, в том числе и в формате дистанционного обучения;

      - организация и проведение собственных научно-практических семинаров и конференций по проблеме высшего образования инвалидов;

      - участие в семинарах и конференциях партнеров;

     

      12. Разработка новых технологий в профессиональном обучении студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья с использованием электронных, информационных и коммуникационных технологий «on-line» обучения, соответствующие международным стандартам:

      - изучение международных стандартов применения ИКТ технологий в обучении студентов инвалидов и с ОВЗ;

      - адаптация имеющихся ИКТ технологий в обучении студентов инвалидов и с ОВЗ с учетом различных их нозологий;

      - разработка новых ИКТ технологий для обучения студентов инвалидов и с ОВЗ с учетом их нозологий.

 

      13. Оказание консультаций по всем вопросам, связанным с деятельностью Центра  для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

      - подготовка информационно-справочных материалов по различным аспектам деятельности Центра;

      - консультирование абитуриентов, партнеров,  студентов инвалидов по различным аспектам работы Центра.

 

      14. Обеспечение разработки и тиражирования социально-педагогических и социокультурных технологий социализации студентов, обучающихся дистанционно с целью их успешного трудоустройства и интеграции в социум:

      - анализ и обобщение опыта разработка программы социокультурной реабилитации студентов инвалидов и с ОВЗ;

      - изучение специфики социокультурной реабилитации студентов инвалидов и с ОВЗ при применении дистанционных образовательных технологий;

      - разработка методик и технологий социокультурной реабилитации студентов инвалидов и с ОВЗ;

      - разработка программы социокультурной реабилитации студентов инвалидов и с ОВЗ;

      - распространение опыта эффективных моделей социокультурной реабилитации студентов инвалидов и с ОВЗ.